Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

МЕДОКС Михаил Георгиевич (1747 – 1822)

Помогите с информацией об этом человеке!

Михаил Георгиевич (Егорович) Медокс — Michael Maddox / Medoks (1747, Англия – 1822, Тульская губерния, Каширский уезд, село Притыкино1) — российский театральный деятель, предприниматель, антрепренер, талантливый механик, фокусник. Родился в Англии. С 1767 года жил в России. Выступал в Петербурге и Москве как фокусник, демонстрировал «механические и физические представления».2 С 1776 года вместе с князем Петром Васильевичем Урусовым содержал театр в доме графа Воронцова на ул. Знаменка, Москва (так называемый Знаменский оперный дом). В феврале 1780 года во время представления трагедии А.П. Сумарокова «Дмитрий Самозванец» театр сгорел. В декабре того же года Медокс открыл на Петровке новый театр, получивший название Петровского (иногда театр Медокса). Здание было возведено по проекту архитектора Христиана Розберга всего за пять месяцев. В состав труппы входили талантливые актеры: П.А. Плавильщиков, С.Н. и Е.С. Сандуновы, Я.Е. Шушерин. Репертуар включал произведения Княжнина, Фонвизина, Лессинга, Шиллера, Вольтера, Дидро, Бомарше. Впервые в мировой практике Медокс создал театральный художественный совет, который осуществлял репертуарную политику, распределял роли и решал другие творческие вопросы.

В 1783 году Медокс купил обширное место в Таганской части, «за Яузой в Чертовом переулке» (ныне Товарищеский переулок близ Таганской площади), где устроил воксал3 «с большой залой и регулярным садом, в котором построены несколько павильонов». В летнем театре выступали актеры из Петровского театра. Ставились маленькие оперы и комедии. После представления обычно устраивали бал или маскарад с ужином. В саду разместились уютные кофейни, качели и другие развлечения. Современники утверждали, что «английский воксал» посещало до 5 тыс. человек в день. Медокс также хотел построить театр для простого люда, но финансовые дела его пошли хуже и планы не осуществились. Постройки воксала были уничтожены во время пожара 1812 года.

В 1794 году Медокс разорился. Опекунский совет, в ведение которого перешел Петровский театр, оставил за Медоксом пост директора. 8 октября 1805 года театр сгорел. После этого Медокс больше не возвращался к театральной деятельности. Скончался в 1822 году в Тульской губернии.

На месте сгоревшего старого Петровского театра было возведено новое здание, ныне известное как Большой театр.

Его сын, Роман Михайлович Медокс (1793? – 22.12.1859, село Притыкино, Тульская губ.) получил скандальную известность как один из крупнейших авантюристов в истории России. В 1812 году он обманным путем едва не собрал ополчение горцев против Наполеона. До сих пор мотивы той аферы оцениваются неоднозначно. После восстания декабристов, выступая в роли внедренного агента, длительное время снабжал III Отделение ложной информацией о заговоре, который якобы готовили политические ссыльные.


Литература:
  1. Рекламное объявление английского эквилибриста Меккола Медокса о выступлении 15.10.1767 // Санкт-Петербургские ведомости, № 81, 9.10.1767;
  2. Записки Ивана Степановича Жиркевича. 1789–1848. Гл. IX–X. 1815–1819 гг. // Русская старина, 1875, т. 13, № 8, стр. 571;
  3. Записка о составлении Романом Медоксом кавказско-горского ополчения // Русская старина, 1879, декабрь;
  4. Стогов Э.И. Роман Медокс [по поводу его рассказа об ополчении горцев в 1812 г.] // Русская старина, 1880, т. 28, № 8, стр. 791–793;
  5. Медокс К.П. Роман Михайлович Медокс: биографическая заметка // Русская старина, 1880, т. 29, № 9, стр. 221–222;
  6. Зиссерман А.Л. Самозванец Медокс. 1812 год // Русская старина, 1882, т. 35, № 9, стр. 620–624;
  7. Ярославский старожил (псевдоним Треофилева). Самозванец Медокс. Для истории русского театра // Русский архив, 1886, кн. 2, № 5, стр. 157–160;
  8. Медокс К. Происхождение русских дворян Медоксов // Русский архив, 1886, кн. 3, № 10, стр. 262–265;
  9. Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. СПб.: изд-во А.С. Суворина, 1891, стр. 122–135;
  10. Пыляев М.И. Старое житье. СПб.: изд-во А.С. Суворина, изд. 2-е, 1897, стр. 170–171;
  11. Рихтер И. Московские театры XVIII ст. [Пер. с нем. В.В. Пасхалова] // Ежегодник Императорских театров, 1915, вып. 1, стр. 13–14;
  12. Штрайх С.Я. Провокация среди декабристов. Самозванец Медокс в Петровском заводе. М.: Московский рабочий, 1925, 120 стр.;
  13. Штрайх С.Я. Роман Медокс. Похождения русского авантюриста XIX века. М.: «Федерация», 1929, 344 стр.; 1930, 221 стр.; М.: Воениздат, 2000, 288 стр.;
  14. Штрайх С.Я. Русский Казанова: Роман Медокс среди декабристов. М.: Журнально-газетное объединение, 1932, 46 стр.;
  15. Нерсиян М.Г. Отечественная война и народы Кавказа. Ереван, 1965, стр. 304–308, 350–367, 370–387;
  16. Анисимов А.В. Театры Москвы: Время и архитектура. М.: Московский рабочий, 1984, стр. 19–20, 23–25;
  17. Жихарев С.П. Записки современника. Воспоминания старого театрала. Л.: Искусство, 1989, т. 2, стр. 338;
  18. Благово Д.Д. (Янькова Елизавета Петровна). Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово / Изд. подгот. Т.И. Орнатская. Л.: Наука, 1989, стр. 153, 405;
  19. Старикова Л.М. Театр в России XVIII века. Опыт документального исследования. М.: Гос. ин-т искусствознания, 1997, стр. 140;
  20. Зверев Вячеслав. Московская антреприза Михаила Медокса // Промышленные ведомости, февраль 2006, № 1–2;
  21. Григорьев Б.Н., Колоколов Б.Г. «Алчущий счастья быть полезным…» / Повседневная жизнь российских жандармов. М.: Молодая гвардия, 2007;
  22. Воинов Алексей. Похождения авантюриста // Очная ставка, 2007, № 8, стр. 13;
  23. Орлов А.А. «Теперь вижу англичан вблизи…» Британия и британцы в представлениях россиян о мире и о себе (вторая половина XVIII — первая половина XIX вв.) М.: Гиперборея, Кучково поле, 2008, стр. 116–126, 293–296;
  24. Иванов В.В. Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Выпуск 4. М.: «Индрик», 2009, стр. 273–274;
  25. Патриотическая авантюра // Вокруг света, 2012, № 9 (2864);
  26. Биография Майкла Меддокса в Википедии (ссылка).

Из книги Михаила Ивановича Пыляева «Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы», 1891, стр. 122–123

Князь Урусов принял к себе в товарищи англичанина Михаила Егоровича Медокса.

По уличному прозвищу в Москве он слыл за кардинала. Прозвище это он получил за свой обычай ходить всегда в красном плаще. Медокс был превосходный механик; он сделал часы с полным оркестром музыки и различными фигурами, приходящими в движение, подобно механизму известных страсбургских часов. Эти часы были поднесены императрице Екатерине и ценились очень высоко. Одно время они стояли в Москве у известного антиквария Г. Лухманова4; на них съезжалась смотреть вся Москва. Часы эти впоследствии купил сын фельдмаршала графа Каменского.

Медокс был более двадцати пяти лет антрепренером театра и кроме долгов ничего не нажил.


Отрывок из VI главы книги Иоганна Рихтера5 «Москва» в переводе Вячеслава Викторовича Пасхалова

Опубликовано в «Ежегоднике Императорских театров», 1915, вып. 1, стр. 13–14

Англичанин Медокс состоит антрепренером и дирижером театра. Он прибыл в Москву приблизительно двадцать лет назад в качестве фокусника. Без денег, без знания местного языка, без знакомства с нравами и склонностями москвичей, отважился он снять театр; и вот, благодаря своей настойчивости, предприимчивости, быть может и счастью, благосклонному к смельчакам, предприятие его вышло удачным. Вскоре ему удалось найти солидный кредит и заново перестроить театр. Здание этого театра одно из грандиознейших зданий Москвы, богатой и без того великолепными памятниками строительного искусства. Оно заключает в себе, кроме театра, еще концертный и маскарадный залы, причем особенно замечателен этот последний.


1 В настоящее время деревня Притыкино входит в состав Ясногорского района Тульской области.

2 Согласно документально не подтвержденным заявлениям внука, М.Г. Медокс был профессором Оксфордского университета и, приехав в Россию в 1866 году, стал преподавать математику наследнику престола Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I). Данное утверждение вызывает большие сомнения, поскольку Медокс для роли учителя был слишком молод (в тот год ему исполнилось 19 лет). Более правдоподобно выглядит версия, согласно которой Медокс мог быть приглашен ко двору, чтобы развлекать юного цесаревича фокусами, эквилибром и «механическими чудесами».

3 Воксал (или вокзал) — увеселительное парковое сооружение для летних общественных развлечений с маскарадами, фейерверками, театральными представлениями, танцами, музыкой, угощениями. Как правило, включало летний концертный зал или театр, танцзалы, ресторан или трактир. Слово произошло от английского названия таких заведений Воксхолл Гарденз (Vauxhall Gardens). В свою очередь английское название образовано от имени Джейн Вокс (Jane Vaux), владелицы загородного сада близ Лондона, который с 1661 года служил местом концертов и разных увеселений. В России воксалы стали появляться во второй половине XVIII века.

4 Лухманов Дмитрий Александрович (1765 –1841) — коммерции советник, московский купец I гильдии, почетный гражданин Москвы, антиквар и нумизмат, владелец нескольких антикварных лавок в Охотном ряду. По свидетельству М.И. Пыляева, часы Медокса были проданы графу С.М. Каменскому за 8 тыс. рублей.

5 Иоганн-Готфрид Рихтер (1764 – 1829) — немецкий литератор, переводчик. В 1782 году, будучи молодым человеком, приехал в Россию и прожил в ней более 20 лет. Овладел русским языком, занимался литературной и переводческой деятельностью. В 1803–1804 годы издавал журнал на немецком языке «Russische Miscellen», который распространялся в России и за ее пределами. По возвращении в 1804 году в Саксонию активно переводил сочинения Н.М. Карамзина, с которым был лично знаком. Способствовал росту известности русского историка за рубежом.

Примечания редактора сайта