Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

БЕРТРОФ (Берестецкий, Трофимов)

Помогите с информацией об этом человеке!

Бертроф (Берестецкий, Трофимов) — иллюзионный дуэт советских цирковых и эстрадных артистов, демонстрировавших иллюзионные номера, основанные на достижениях науки и техники. Впервые предстали перед публикой в 1934 году на сцене Эстрадного театра сада «Эрмитаж» в Москве. Вслед за дуэтом Бертроф высокотехнологичные трюки в цирке демонстрировал А.Г. Сокол (Садоха).

Помимо составного псевдонима, фамилий и репертуара артистов сведениями о их жизни и судьбе не располагаем. Просим оказать посильное содействие в восстановлении их биографий.

В статье Н. Эльворти-Дмитриевой «Наука в цирке», опубликованной в газете «Советская культура» от 13 мая 1980 года, упомянут цирковой артист Бертроф (как один человек). Если это не ошибка автора, то, возможно, речь идет о родственнике кого-то из членов дуэта.


Литература:
  1. Хроника искусств [анонс на 1 августа 1934 года новой программы Эстрадного театра сада «Эрмитаж» с участием Бертроф] // Советское искусство, № 35 (201), 29.07.1934, стр. 4;
  2. Сегодня в театрах [анонсы аттракциона Бертроф «Человек-загадка» в 1-м Госцирке] // Известия, № 54 (5607), 3.03.1935, стр. 4; № 55 (5608), 4.03.1935, стр. 4; № 56 (5609), 5.03.1935, стр. 4; № 57 (5610), 6.03.1935, стр. 4; № 58 (5611), 8.03.1935, стр. 4; № 59 (5612), 9.03.1935, стр. 4; № 60 (5613), 10.03.1935, стр. 4; № 61 (5614), 11.03.1935, стр. 4;
  3. Список цирковых номеров Управления государственными цирками / Советский цирк, 1918–1938. Л.– М.: Искусство, 1938, стр. 314;
  4. Дмитриев Ю.А. Советский цирк. Очерки истории, 1917–1941. М.: Искусство, 1963, стр. 326–327;
  5. Дмитриев Ю.А. Русская советская эстрада, 1930–1945: Очерки истории / ВНИИ искусствознания. М.: Искусство, 1977, стр. 361–362;
  6. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, стр. 243–244; 1979, стр. 210;
  7. Шнеер А.Я., Славский Р.Е. Цирк. Маленькая энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1973, стр. 135; 1979, стр. 146;
  8. Эльворти-Дмитриева Н. Наука в цирке // Советская культура, № 39 (5359), 13.05.1980, стр. 6;
  9. Дмитриев Ю.А. Цирк в России (от истоков до 2000 года). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004, стр. 454.

Из книги А.А.Вадимова и М.А.Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1966, стр. 243–244; 1979, стр. 210

Связать иллюзионное выступление с популяризацией научных знаний пытались несколько позднее и артисты цирка Бертроф (Берестецкий и Трофимов). Исполнители применяли новую для того времени радиотелефонную технику; один из партнеров с завязанными глазами угадывал, какую конфету выбрал зритель из коробки, которую проносил по рядам другой партнер. Бертроф предлагали зрителям разговаривать с любым телефонным абонентом в городе, пользуясь вместо телефонного аппарата ботинком, чернильницей и другими предметами.


Из очерка Юрия Аресеньевича Дмитриева «Артисты цирка на эстраде»

Сборник «Русская советская эстрада, 1930–1945: Очерки истории», ВНИИ искусствознания, 1977, стр. 361–362

Особое место среди фокусников занимали Бертроф (Берестецкий и Трофимов), впервые появившиеся в Эстрадном театре сада «Эрмитаж» в 1934 году. Первый из них находился за кулисами, второй — на сцене. Любой зритель мог назвать номер абонента, чья фамилия была внесена в телефонную книгу. И тут же Трофимов называл номер телефона, принадлежащего этому лицу. Зрителям раздавали до тридцати различных книг. Следовало назвать страницу, абзац — и Трофимов тут же «наизусть» читал соответствующие строки из этой книги. В заключение зрители называли номера телефонов, к их ушам подносили зонты, калоши, просто кулаки, и они разговаривали со своими домашними или друзьями. При исполнении этого номера широко использовалось радио.


Из статьи Н. Эльворти-Дмитриевой «Наука в цирке»

Опубликовано в газете «Советская культура», № 39 (5359), 13.05.1980, стр. 6

Артист Бертроф отгадывает на расстоянии не только имена, отчества и фамилии зрителей, но и указывает адреса и номера телефонов незнакомых ему людей. В основе — парапсихология.


Из книги Ю.А. Дмитриева «Цирк в России (от истоков до 2000 года)», 2004, стр. 454

Оригинальные номера показывали артисты Бертроф (Бертроф — это псевдоним, он состоит из соединения двух фамилий — Берестецкий и Трофимов). Берестецкий был техническим руководителем номера, Трофимов — его исполнителем. Номер строился на использовании достижений техники, и в первую очередь, радио и телефона. Назывался он «Человек-загадка». Артисты проделывали такие трюки. К куполу поднимались разноцветные детские воздушные шары, и по приказанию зрителей любой из шаров лопался. Потом зрителям подносили коробку с конфетами разных сортов; зрители выбирали любую конфету, и Бертроф называл сорт, хотя и не видел, какую именно конфету выбрал зритель. Любой посетитель цирка мог назвать фамилию, имя и отчество человека, занесенного в телефонную книгу Москвы, Ленинграда, Киева, Харькова, Свердловска, Минска, Владивостока и других городов, и Бертроф тут же называл номер его телефона. И, наконец, главное: зрителям давали, допустим, башмак, чернильницу, пресс-папье или какой-нибудь другой предмет, и они, держа этот предмет возле уха, могли звонить по любому номеру телефона, причем ответы собеседника слышал весь зал.

К сожалению, Трофимов был слабым артистом, не умел, как говорят в цирке, «подавать» свой номер. Он плохо разговаривал с публикой. И все же номер Бертроф оказал влияние на дальнейшее развитие иллюзионного жанра. В частности, артисты Сокол на более высоком техническом и артистическом уровне используют сейчас некоторые принципы, впервые предложенные Бертрофом.