Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ЛОНГО Дмитрий Иванович (1892 – 1977)

ЛОНГО Дмитрий Иванович (1892 – 1977)

Дмитрий Иванович Лонго, псевдоним — Димитриус Лон-Го (11.02.1892 – 29.05.1977, Москва) — факир, иллюзионист. Ремесло шпагоглотателя и некоторые иллюзионные трюки освоил под руководством бродячего итальянского артиста Огюста Лионелли, с которым работал несколько лет. После смерти наставника выступал в балаганах и провинциальных цирках. Искусству факира учился в Бухаре у дервиша Бен-Али. Исполнял ряд эффектных трюков: ходил босиком по горячим углям, битому стеклу, лезвиям турецких сабель, заливал в рот раскаленное олово. Коронным номером Лонго было «погребение»: на глазах зрителей артиста закапывали в землю на 30–40 минут. Гастролировал в Германии, Австрии, Польше, в странах Ближнего Востока, Монголии. После Великой Октябрьской социалистической революции выступал главным образом как иллюзионист, в 1950-е годы оставил манеж. Среди учеников Д.И. Лонго — лауреат международного конкурса иллюзионистов в городе Лодзь (Польша) В.А. Цыренжапов.

Место захоронения: Москва, Донское кладбище, 17-й колумбарий, 14-я секция, южная сторона.


Сочинения:
  1. Фокусы святых отцов // Советский цирк», 1962, № 12, стр. 14–16;
  2. Неразгаданное чудо (лит. запись В.Г. Каминского) // Советская эстрада и цирк, 1971, № 4 , стр. 30–31;
  3. Димитриус Лонго: «Писать труднее, чем глотать шпаги». Дебют в сто лет (лит. обработка В.Г. Каминского) // Юность, 1972, № 1 (200), стр. 104–107;
  4. Письмо Лонго Дмитрия Ивановича С.В. Образцову // М.: РГАЛИ, ф. 2732, оп. 2, ед. хр. 219.

Литература:
  1. Личное дело Лонго Дмитрия Ивановича, 1892 г.р., артиста-иллюзиониста // М.: РГАЛИ, ф. 2499, оп. 4, ед. хр. 3132;
  2. Фотография Лонго Дмитрия Ивановича // М.: РГАЛИ, ф. 3002, оп. 1, ед. хр. 829;
  3. Зильбербрандт М. Из рассказов старого факира // Советский цирк», 1959, № 10, стр. 28–30;
  4. Николаев Вл. Тараканий театр // Советский цирк, 1960, № 7, стр. 31;
  5. Николаев Вл. Неосуществленный замысел [упомянут в связи с подготовкой циркового номера «Стрельба из лука»] // Советский цирк, 1960, № 12, стр. 24;
  6. Долгополов М.Н. Последний факир // Огонек, 12.05.1963, № 20 (1873), стр. 28–29;
  7. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, стр. 227; 1977, стр. 195;
  8. Разумневич В. Человек из сказки [заметка о Д.И. Лонго]. Секрет зеркала. Превращение вазы в Хоттабыча [фокусы] // Юный техник, 1967, № 8, стр. 56–57;
  9. Каминский В.Г. Последний русский факир // Наука и жизнь, 1971, № 2, стр. 153;
  10. Александрова К. Век москвича-долгожителя // Вечерняя Москва, 11.02.1972;
  11. Долгополов М.Н. Последний факир России. М.: Искусство, 1972, 32 стр.;
  12. Долгополов М.Н. Последний факир России / Сборник «Минувших дней воспоминанья». М.: Известия, 1977, стр. 331–343;
  13. Долгополов М.Н. Последний факир России / Сборник «Звездное ожерелье». М.: Известия, 1986, стр. 227–249;
  14. Шнеер А.Я., Славский Р.Е. Цирк. Маленькая энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1973, стр. 134, 187, 247; 1979, стр. 146, 147, 205, 276;1
  15. Бриман М. Отступление от правил [упомянут в статье про Т. Иванову и В. Кладницкого] // Советская культура, № 78 (4670), 28.09.1973, стр. 6;
  16. Вирен В.Н. Однажды ночью // Литературная Россия, 14.11.1975, № 46 (670);
  17. Вирен В.Н. «Несравненный доктор магических наук» // Литературная Россия, 17.05.1985, № 20 (1164), стр. 24;
  18. Черкашин Н.А. Калиф на час, факир на век // Российская газета, 24.09.1999;
  19. МакаровС.М. Искусство факиров в Европе XIX – начала XX века. Общие сведения о факирах, дервишах, йогах / И. Булкина Развлекательная культура России XVIII–XIX вв.: Очерки истории и теории. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000;
  20. Приходько В. Юрий Кувалдин: Мы родились от волшебства любви [упомянут как житель коммуналки на ул. 25 Октября] // Московская правда, № 7, 13.01.2001;
  21. Дуков Е.В. Развлекательная культура России XVIII–XIX вв: очерки истории и теории. СПб.: Дмитрий Буланин, 2001, стр. 467–468;
  22. Голдовский Б.П. Куклы: Энциклопедия [включена биография Д.И. Лонго как дарителя иранских кукол музею ГАЦТК]. М.: Время, 2003, стр. 235;
  23. Цифринович М.В. У кукол все как у людей. М.: Аттикс, 2003, стр. 196–199;
  24. Лучшая книга знаменитых фокусников / сост. В.Т. Пономарев. М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007, стр. 108–111;
  25. Переводчиков В.А. Пройти сквозь стену (записки бродячего фокусника). Кемерово: ООО «Офсет», 2008, стр. 192–202, 398;
  26. Виноградова Полина. Айда в музей чудес! [упомянут в статье про цирковой музей] // Санкт-Петербургские ведомости,  № 145, 7.08. 2008, стр. 2;
  27. Макаров С.М. Китайская премудрость русского цирка. Взаимовлияние китайского и русского цирка. М.: Красанд, 2009, стр. 62–67;
  28. Soviet Sword Swallow Claims He's Turning 100 // Brownsville, USA, TX: The Brownsville Herald, 25.01.1972;
  29. Jackson, James O. A Very Long Life For Demetrius Longo // Kingston, USA, NY: The Kingston Daily Freeman, 30.01.1972, p. 31.

Из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1966, стр. 227; 1977, стр. 195

Отличным мастером факирских трюков, подготовленных в результате многолетней тренировки, был «загадочный и таинственный факир и дервиш Димитриус Лон-Го» (Дмитрий Иванович Лонго, род. 18882), доживший до наших дней*. Несколько раз переодеваясь в эффектные восточные костюмы, Лонго взаправду глотал шпаги, всаживая клинок в свой пищевод до самой рукоятки. Он откусывал зубами кусок раскаленной металлической пластинки, вливал в рот расплавленное олово, ложился на доску, утыканную гвоздями, ходил босиком по горячим угольям...

Коронным трюком Лонго была «лестница». Ее ступенями служили сабли, положенные остро отточенными гранями кверху. Выдергивая из лестницы сабли одну за другой, Лонго рассекал ими в воздухе листы бумаги и давал зрителям возможность самим удостовериться в том, насколько остры клинки. И тогда начиналось самое удивительное. Лонго брал в руки лук и стрелу. Ему завязывали глаза. Балансируя на голове зажженную керосиновую лампу, Лонго, босой, поднимался по остриям сабель. Дойдя до верхней ступеньки-сабли, он накладывал на лук стрелу, загоравшуюся у него в руках, и целился в обруч, заклеенный бумагой. Спускал стрелу — и неизменно попадал точно в цель. А затем так же медленно, как и при восхождении, спускался по лестнице вниз. Зрители придирчиво осматривали его босые ноги. На них не было ни одного пореза.

Секрет этого номера — в специальной подготовке сабель. Их натачивают и направляют особым образом, так что опытный исполнитель может пройти по ним без риска порезаться. Повязка на глазах не мешает иллюзионистам видеть благодаря особому способу ее наложения.


* См. Мих. Долгополов, Последний факир. — «Огонек», 1963, № 20



В связи с многочисленностью публикаций о Д.И. Лонго основная часть материалов расположена в разделе «Книги»

В разделе «Новости» размещен репортаж о поминальной церемонии в связи со 120-летней годовщиной со дня рождения факира


1 В первом издании энциклопедии (1973) сообщается, что точная дата рождения Д.И. Лонго неизвестна. Во втором издании (1979) даты жизни артиста даны как [1892(?) – 29.V.1977], то есть авторы также не были уверены в истинности указанного года рождения.

2 Во втором издании книги (1979) год рождения Д.И. Лонго не указан. Вероятно, по причине отсутствия достоверной информации по данному вопросу.

Примечания редактора сайта

Фото

  • ЛОНГО Дмитрий Иванович (1892 – 1977)
  • ЛОНГО Дмитрий Иванович (1892 – 1977)
  • ЛОНГО Дмитрий Иванович (1892 – 1977)
  • ЛОНГО Дмитрий Иванович (1892 – 1977)
  • ЛОНГО Дмитрий Иванович (1892 – 1977)

Видео

Эпизод из фильма «Русский народный театр», часть 2, 1975
Текст за кадром читает Иноккентий Смоктуновский