Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ТЕЙДЕ (ДАВЫДОВ) Дмитрий Владимирович (? – ?)

ТЕЙДЕ (ДАВЫДОВ) Дмитрий Владимирович (? – ?)
Помогите с информацией об этом человеке!

Дмитрий Владимирович Тейде (настоящяя фамилия Давыдов) — советский фокусник, гастролировавший в первой половине XX века с просветительскими иллюзионными представлениями антиклерикальной направленности. Выступал совместно с дочерью и ученицей Натальей Дмитриевной Давыдовой, которая работала ассистенткой, а также самостоятельно демонстрировала фокусы и вентрологию. Имеются данные о серии гастрольных поездок семьи Тейде по Приморью и Дальнему Востоку.


Литература:
  1. Кио Э.Т. Фокусы и фокусники. М.: Искусство, 1958, стр. 40–41;
  2. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, стр. 238, 270; 1979, стр. 233;
  3. Иванова Т.В. Антирелигиозные вечера Тейде // Советский цирк», 1960, № 7 (34), стр. 18–19.

Благодарим Евгения Николаевича ДИГО и его дочь Юлию Евгеньевну ШУТКО за фотографии и дополнительную информацию о жизни и творчестве Д.В. Тейде.


Из книги Э.Т. Кио «Фокусы и фокусники», 1958, стр. 40–41

Некоторые старые номера перелицовывались на новый лад. Так, фокусник Д.В. Тейде, выступления которого проходили под лозунгом «От суеверия к науке», демонстрировал уже не просто «заколдованную свечку», а «свечи ТЭЖЭ»1. Трюк с часами именовался у него «Часы прогульщика». Тот же Тейде комментировал самый обыкновенный номер с исчезающими кольцами, которые он брал у публики, таким образом: «Уничтожение колец как наследие прошлых предрассудков о браке».


Из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1966, стр. 270

Один из старейших наших иллюзионистов — Тейде (Д.В. Давыдов) — выступает в городах и деревнях Тихоокеанского Приморья с иллюзионной атеистической программой. Он воспроизводит религиозные «чудеса», разоблачая их с большим юмором. Например, его партнерша, накрытая простыней, «возносится на небо» и исчезает (трюк «летающая женщина»). «Неисчерпаемую шляпу» Тейде преподносит в виде шуточного «сотворения мира из ничего» по Библии, ведя при этом диалог с невидимым партнером, изображающим бога.

Во втором издании книги, исправленном и дополненном (М.: Искусство, 1979) на стр. 206 фамилия Тейде исключена из списка иллюзионистов, выступавших в первые послереволюционные годы, а вышеприведенный отрывок напечатан на стр. 233 в сокращенном и переработанном виде:

Один из старейших наших иллюзионистов, Тейде (Д.В. Давыдов), воспроизводил религиозные «чудеса», разоблачая их с большим юмором. Его партнерша «возносилась на небо» (трюк «летающая женщина»). «Неисчерпаемую шляпу» Тейде преподносил в виде шуточного «сотворения мира из ничего» по Библии.


Антирелигиозные вечера Тейде

Статья Татьяны Владимировны Ивановой, журнал «Советский цирк», № 7 (34) 1960, стр. 18–19

АНТИРЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕЧЕРА ТЕЙДЕ

Один из старейших наших иллюзионистов — в прошлом цирковой артист, а ныне артист эстрады — Д.В. Давыдов (Тейде) гастролирует сейчас по городам и районам Приморья с новой программой «Чудеса без чудес». Программа интересна тем, что иллюзионные номера попользуются в ней для разоблачения «чудес», на которые ссылаются сторонники религии в целях поддержания веры в бога.

Вечер начинается небольшим вступительным словом дочери и ученицы Тейде — Наталии Давыдовой. Затем она представляет зрителям Д.В. Тейде как одного из старейших мастеров иллюзионного жанра, отдавшего искусству пятьдесят семь лет!

Взявшись пальцами за виски, Тейде сосредоточивается, затем поворачивается к партнерше и делает пассы. Через некоторое время она засыпает и падает ему на руки. Он кладет ее на стол и накрывает белой простыней. Еще несколько пассов, и, четко вырисовываясь на темном фоне, женщина, покрытая простыней, медленно поднимается в воздух. Вот она поднялась выше его головы; Тейде мягким движением сдергивает простыню — и там... пусто! Впечатление получается сильное. «Чудо» свершилось! Но Тейде улыбается, лукаво глядит вверх, делает рукой какой-то особый пренебрежительный жест. И вот уже нет никакого чуда, а есть лишь эффектный сценический трюк. Перед нами артист, который доволен тем, что удачно пошутил. В публике смех, аплодисменты.

Фокус «Женщина в воздухе» служит Тейде своеобразным введением к сценическому действию, которое основано на разнообразных иллюзионных номерах и включает в себя комментарии к фокусам.

Например, Тейде берет свечу, зажигает ее, завертывает в бумагу, затем рвет бумагу — свеча исчезла. «Обратившись к богу» (то есть, посмотрев наверх), Тейде делает движение, и в руках у него появляется горящая свеча. Комментируя этот фокус, Тейде сопоставляет его с «чудом самовоспламенения» свечей в руках служителей культа во время церковного богослужения.

Номер «Разговор с куклой» служит для разоблачения библейского рассказа о том, как один из апостолов слышал голос бога, не видя его. Сначала Н. Давыдова, посадив на колени большую куклу Андрюшку, разговаривает с ним на разные бытовые темы и сама же незаметно за него отвечает. Потом Тейде просит артистку-чревовещательницу выйти на авансцену, стать лицом к залу и повторить часть диалога без куклы. Создается полное впечатление, что кто-то невидимый говорит с артисткой.

В библии есть рассказы о чудесах сотворения, когда из ничего создается нечто, а из малого многое. Таковы рассказы о сотворении мира, о насыщении нескольких тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, о вдове сарептской, у которой остались горсть муки и немного масла, и эти запасы по воле бога долгое время не истощались...

На тему сотворения из «ничего» Тейде разыгрывает комические сценки и тем вызывает ироническое отношение к библейским «чудесам». Характерной особенностью таких сценок является то, что он играет их не только с действительными партнерами (зрители или зритель), но и с воображаемым партнером — богом. К последнему Тейде относится то иронически, то негодующе, то осуждающе.

Любопытна в этом отношении сценка, созданная на основе известного трюка, — «неисчерпаемый головной убор». Артист просит у зрителей головной убор. Ему подают кепку. Он выворачивает ее — она, разумеется, пуста. Бьет ею об руку — идет пыль. Тейде не упускает случая и шутит по этому поводу. Затем с самым серьезным видом «ловит» в воздухе нечто и «кладет» в кепку. Говорит несколько шутливых фраз о «чудесах» и, продолжая балагурить, вытаскивает из кепки большое количество лент и гирлянд. Удовлетворенный «уловом», он опять «обращается к богу» и просит его послать еще что-нибудь. Бог, видимо, выполняет просьбу, потому что, заглянув в кепку снова, Тейде вытаскивает из нее детский чепчик и соску. Тейде шокирован и затевает мимическую игру с невидимым партнером — богом — и зрителем, владельцем кепки. Смысл этой игры легко улавливается: Тейде просит извинения у зрителя за то, что «бог» поставил их обоих в неловкое положение, послав такие неподходящие предметы. Игра эта настолько жива и выразительна, что нельзя удержаться от смеха.

В таком же комическом плане подается трюк с протоколом, вложенным в конверт, который Тейде использует для разоблачения «писем с неба». Это «чудо» широко практиковалось духовенством и кулаками во время коллективизации в целях агитации против колхозов. «Колхозники неожиданно получали конверты с чистыми листками бумаги, которые вызывали у них полнейшее недоумение. Вскоре после этого к ним «случайно» заходили «странники» (бывшие монахи, кулаки и подкулачники) и заводили беседу о том, что люди забыли бога, по наущению антихриста пошли в колхозы и поэтому скоро погибнут; спасутся только те, которые получили «письма с неба», написанные «перстом божьим» на чистом листе. Перепуганные колхозники показывали полученные ими письма, «странники» опускали их в пустую бутылку, и на листе выступали слова, содержащие грозное предостережение всем вступившим в колхоз...»2

Подобный эффект — появление надписей на чистом листке бумаги — Тейде воспроизводит на сцене иллюзионным путем, разыгрывая при этом смешную сценку, в которой непосредственно участвуют несколько человек из зрительного зала. Выступление Тейде перемежается с номерами Н. Давыдовой, имеющими иной характер. Таков, например, сатирический номер «Художник-моменталист». Исполнительница быстро рисует на больших листах бумаги карикатуры на халтурщиков, обывателей, горе-докладчиков, сопровождая свои действия хлестким стихотворным текстом.

Ее номера придают разнообразие программе вечера.

Исполняя различные трюки, Тейде не упускает возможности пошутить. Он находчив, быстро отвечает на реплики зрителей, умеет вовлечь их в действие. Заслуживает внимания и манера исполнения Тейде. Он показывает обычные, известные многим иллюзионистам трюки, но умение создать на основе этих трюков то смешную, то занимательную, то сатирическую сценку приводит к тому, что старые фокусы воспринимаются по-новому. Поэтому вечер, состоящий в основном из иллюзионных номеров, воспринимается как эстрадный концерт, в котором есть и сатира, и юмор, и музыка, и номера оригинального жанра. Два часа пролетают незаметно; зрители успевают и отдохнуть, и посмеяться, и поудивляться, да и призадуматься при этом.

С программой «Чудеса без чудес» Тейде выступает не только в больших городах, но и в самых отдаленных районах Приморья: у шахтеров, рыбаков, колхозников. Работает в любых, подчас очень трудных условиях. Везде вечер вызывает большой интерес. Об этом свидетельствуют многочисленные рецензии в местных газетах и отзывы зрителей.

Простые люди, труженики Приморья, в своих отзывах от души благодарят старого циркового артиста, подчеркивая, что он делает большое и нужное дело — способствует своим искусством пробуждению критического отношения к «чуду», а, следовательно, к религии.


2Гаврикова. Как химия разоблачает чудеса религии, сб. «Свет против тьмы» Хабаровск. 1954.


1 ТЭЖЭ — Государственный трест жировой и костеобрабатывающей промышленности (Трест «Жиркость»). Подробнее читайте здесь.

Фото

  • ТЕЙДЕ (ДАВЫДОВ) Дмитрий Владимирович (? – ?)
  • ТЕЙДЕ (ДАВЫДОВ) Дмитрий Владимирович (? – ?)
  • ТЕЙДЕ (ДАВЫДОВ) Дмитрий Владимирович (? – ?)