Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ОРСИНИ Францеско

Помогите с информацией об этом человеке!

Францеско (Франческо, Франсуа, Франциск) Орсини — фокусник-манипулятор, по национальности, предположительно, итальянец или француз. Называл себя учеником Пинетти. Выступал в Санкт-Петербурге в 1822–1826 гг. Демонстрировал фокусы, механические и физические опыты. Известные даты выступлений: февраль 1822 года (представление давалось в доме Глазунова), 24 ноября, 2 и 19 декабря 1824 года (на дому), 9 января — 13 марта 1825 (на дому), 19–27 февраля 1825 года (Малый театр), 5 февраля — 2 апреля 1826 года (дом Козулина). В качестве псевдонима, видимо, использовал имя герцога Пьера Франческо Орсини (Вичино Орсини, 1523–1583), заложившего знаменитый Парк монстров (Священный лес) в городе Бомарцо (Лацио, Италия).

В детективном романе современного писателя Антона Чижа «Аромат крови» фигурирует фокусник Дмитрий Иванович Толстиков, выступающий под псевдонимом Орсини.


Литература:
  1. Санкт-Петербургские ведомости, 1822, № 11; 1824, № 86, 97, 102; 1825, № 3–21; 1826 № 11–27;
  2. Афиши Санкт-Петербургских императорских и частных театров. РГИА, ф. 497, оп. 4, 1825 г., л. 69–83;
  3. Северная пчела, 9.02.1826;
  4. Кио Э.Т. Фокусы и фокусники. М.: Искусство, 1958, стр. 90;
  5. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, стр. 210; 1979, стр. 180;
  6. Селезнева-Редер И.А. Цирк в Санкт-Петербурге первой половины XIX века. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2009, стр. 176, 180, 181;
  7. Чиж Антон. Аромат крови. М.: Эксмо, 2011, 448 стр.

Из книги Э.Т. Кио «Фокусы и фокусники», 1958, стр. 90

Перелистываю дальше... Вот объявление из «Северной пчелы» от 9 февраля 1826 года. В нем сообщается, что «Новый штукарь г. Орсини приехал в здешнюю столицу и показывает свое искусство и фокус-покусы в Большой Морской в доме Козулина, с семи часов вечера...»

Петербургское общество не первый раз принимало у себя приезжих штукарей. Та же «Северная пчела», опубликовавшая через месяц заметку о фокус-покусах Орсини, вспоминала Пинетти, Молдуана и других фокусников. По ее словам, Орсини «во многих штуках» превосходил двух первых, «самым приятным образом» забавляя зрителей «опытами увеселительной механики и необыкновенным проворством рук».

Зрители удивлялись, глядя, как Орсини вынимает из пустого мешка, который перед этим несколько раз топтал ногами, множество яиц. Он брал у публики кольца, ключи, платки, перчатки, часы, прятал их в ящик и после вынимал эти предметы из бутылок, яблок, апельсинов, находившихся совсем в другом месте, поодаль от ящика.


Из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1966, стр. 210; 1979, стр. 180

С 1826 года в России выступал манипулятор Орсини, исполнявший «классический» репертуар, и француз Феликс Собер, показывавший, наподобие Ваттемара, мимические сценки с чревовещанием и иллюзионные трюки в духе Пинетти.