Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

СУДАРЧИКОВА Любовь Кузьминична (1947 – 2006)

СУДАРЧИКОВА Любовь Кузьминична (1947 – 2006)

Любовь Кузьминична Сударчикова (18.04.1947 – 13.12.2006) и ее супруг и партнер Анатолий Александрович Сударчиков (р. 3.09.1944) — дуэт иллюзионистов, заслуженные артисты Российской Федерации (1993). Занимались в народной цирковой студии, впервые вышли на профессиональный манеж в 1969 году с номером «Танц-иллюзия» (в коллективе «Поиск»). В этом номере Сударчиковы сочетают интересные иллюзионные трюки с мгновенной трансформацией шести костюмов. Меняя костюмы, артисты все время танцуют, создавая яркое феерическое зрелище. Особенно эффектен трюк, когда осыпанные сверкающим дождем из блесток партнеры меняют платье и фрак на глазах у зрителей. Сударчиковы — лауреаты Международного конкурса в Монте-Карло (1995, «Серебряный клоун»). С успехом гастролировали во многих странах мира. Анатолий Сударчиков избран почетным членом Мексиканской ассоциации иллюзионистов.

Их сын Игорь Анатольевич (р. 26.10.1966) выступает в цирке с 1984, участник номеров «Летающие аланы» (руководитель Ю. Бутаев) и «Акробатический этюд» (партнер – Л. Чецкова). В 1990 подготовил номер «Эквилибр с иллюзией», с 1993 выступает с номером «Танц-иллюзионисты» в паре со своей женой Светланой Васильевной Сударчиковой (р. 2.04.1967), повторив номер родителей.

Любовь Кузминична Сударчикова скончалась в декабре 2006 года. Похоронена на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.


Литература:
  1. Колесников А. Вместе с профессионалами // Советская эстрада и цирк, 1969, № 5, стр. 28;
  2. Медведев М. Этот удивительный мир иллюзии // Советская эстрада и цирк, 1978, № 5, стр. 18–19;
  3. Яшинов Ф. Камертон программы // Харьков: Красное знамя, 30.04.1980;
  4. Пуртов А. Договор о шефстве // Советская эстрада и цирк, 1980, № 8, стр. 27;
  5. Марченко Г. Секрет в секрете // Советская эстрада и цирк, 1985, № 2;
  6. Акатова А.А. Цирковое искусство России. Энциклопедия. М., изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2000, стр. 362–363.

Видеозапись выступления Л. и А. Сударчиковых предоставил начальник отдела формирования цирковых номеров «Росцирка» Александр Сергеевич Нестеров.


Этот удивительный мир иллюзии

Статья М. Медведева из журнала «Советская эстрада и цирк», 1978, № 5, стр. 18–19

ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ИЛЛЮЗИИ

Униформисты расстелили легкий шелковый ковер. Поставили стойку с реквизитом и нечто вроде огромной коробки для шляп.

Инспектор манежа объявил:

— Любовь и Анатолий Сударчиковы!

Быстрым шагом вышла из-за кулис молодая женщина в черных перчатках. Она сунула руки в карманы, тут же их вынула, и перчатки были уже желтые. Желтые затем превратились в красные. Женщина улыбалась весело и чуть лукаво...

Сударчиковы... Эту фамилию знают еще не очень многие, хотя артисты работают на манеже уже несколько лет. Выступали они и за рубежом: в Польше, Болгарии, Мексике, Венесуэле. В Швейцарии, где Сударчиковы тоже побывали, о них написали так: «Эта супружеская пара великолепно владеет искусством показывать фокусы».

Да, это верно. Однако на фоне больших и пышных иллюзионных ревю номер Сударчиковых может показаться несколько скромным. У них нет ассистентов. На манеже только двое: она и он. И трюки у них не такие уж сверхзамысловатые. Но почему, глядя на эту пару, вы испытываете удовольствие? От четкости ее работы? От того что она молода? Да. и от этого. Но не только.

Иллюзионных номеров в общей сложности не так уж мало. Их можно увидеть и на манеже и на сцене. Но в этом жанре порой немало архаики. Если некогда популярный у иллюзионистов «ориентальный» стиль ушел в прошлое, то так называемый «салонный» все еще берется за образец. Мужчины появляются в цилиндрах в накидках на атласной подкладке, женщины — в бальных нарядах со множеством оборок, складок. И реквизит, с которым они работают, под стать их облику: чемоданы с наклейками, тросточки, сигары, бутылки с ситро (при этом невольно вспоминается рекламное объявление, которое иронизируя, приводили Ильф и Петров, — «Ситро подам, как шампанское!»), аляповатые цветы из перьев, покрытые неестественно-яркими анилиновыми красками.

Сударчиковы стараются отойти от этих традиций. Стиль, характер их работы отвечают требованиям сегодняшнего дня. И это — существенно.

Иные фокусники, исполняя номер, загромождают манеж или сцену всевозможным реквизитом. Трюков у них много, среди них бывают и очень любопытные, но все они представляют собой набор чего-то разрозненного. Сударчиковы довели реквизит до минимального. И это позволило им добиться компактности, цельности в композиции номера.

 Как-то я решил записать содержание и последовательность их работы во время представления. Приготовил бумагу, карандаш. Но зафиксировать, признаться, ничего не удалось. Пока я записывал, что стало с перчатками Любови, на манеже уже появился Анатолий и в прозрачной трубе начали таинственным образом перемещаться красный и белый мячи, потом в конверте менялись грамофонные пластинки (черная на красную, а красная снова на черную). Трюки следовали один за другим в таком темпе, что записать их было просто невозможно: успевай только следить! Венцом всего были трюки с платьями, которые мгновенно меняли на исполнительнице свой цвет. В первый раз платье из черного превратилось в белое в тот момент, когда Сударчикова надела на себя кольцо с гирляндой полос из золоченой бумаги. Вторично — когда ее осыпал пестрый дождь конфетти. Под этой уже совсем прозрачной завесой платье из белого стало красным!

Темп  —  это очень характерно для манеры работы Сударчиковых. Но в то же время вы, может быть, заметили из моего описания, что подавляющее большинство трюков у них построено на смене красок. Эти цветовые трюки делают номер нарядным, карнавальным. И еще они придают ему цельность.

Почти каждый хороший цирковой номер имеет свой подтекст. В выступлениях Сударчиковых он тоже имеется. Это молодая супружеская пара, как бы пришедшая в салон мод. Или точнее, в универсальный магазин. Хотя никакого магазина на манеже, разумеется, нет, а есть только предметы из отделов галантереи, игрушек, музыки — перчатки, матрешки, мячи, грампластинки, с которыми происходят иллюзионные чудеса. И есть огромная коробка для шляп, которая тоже обыгрывается. И еще эти красочные трансформирующиеся платья... Должен отметить также, что яркость их номера не имеет ничего общего с пресловутой аляповатостью. Если сравнить произведения цирка с произведением живописи, то можно сказать, что палитра Сударчиковых — акварель.

Не случайно они приглянулись устроителям демонстрации мод в Сочи, были приглашены принять участие со своим номером в этом зрелище и удивительно гармонично вписались в  него. После этого Сударчиковы получили приглашение и дальше выступать вместе с манекенщицами. Но они, понятно, отказались. Все-таки «не тот жанр»!

Откуда появилась эта пара на манеже? Оттуда, откуда появляются в наши дни многие: из художественной самодеятельности. Слесарь Красноярского телевизорного завода Анатолий Сударчиков, выступавший в свободное время в народном цирке, был приглашен в Ростов-на-Дону, где формировался молодежный профессиональный коллектив. Учителем Анатолия стал отличный мастер иллюзии Борис Хейфец. Борис Савельевич сказал, между прочим, что те трюки, которым он собирается его научить, требуют двух исполнителей. Узнав, что в Красноярске у Анатолия осталась жена — техник-технолог, тоже занимавшаяся в художественной самодеятельности, он посоветовал вызвать ее в Ростов. Увидев Любовь Сударчикову, познакомившись с ее возможностями, Борис Савельевич заявил, что трудно, пожалуй, подобрать более артистичную партнершу. Поэтому не случайно именно она выдвинулась в этом номере на передний план, а не Анатолий.

Кое-что молодые артисты заимствовали из репертуара Хейфеца. Но это не просто копирование. Многое Сударчиковы развили, дополнили своим. Добиваясь, чтобы в номере находил отражение дух времени, молодые иллюзионисты не отказываются и от того, что уже давно стало классикой их жанра.

Как старинный романс никогда не теряет своей прелести, так, наверное, вечно будут интересовать поколения зрителей и некоторые иллюзионные трюки. Все, конечно, зависит от того, как их исполнить. И тогда старое будет выглядеть по-новому.

Сударчикова говорит об этом, сидя в гардеробной Ленинградского цирка, одетая в простенькое будничное платьице, кутаясь в такой же простенький шерстяной платок. В эти часы, когда за большими окнами, выходящими на реку Фонтанку, еще день, она совсем не похожа на ту артистку, что появляется на манеже вечером. И это ее каждодневное вечернее перевоплощение тоже маленькое чудо. Впрочем, чудо ли? Просто Любовь Сударчикова обладает замечательным даром перевоплощения, качеством очень нужным для цирка вообще и для иллюзионного жанра в частности. Надо сказать, что оно есть далеко не у всех.

...У Любови и Анатолия Сударчиковых оно, к счастью, есть.

М. Медведев

Фото

  • СУДАРЧИКОВА Любовь Кузьминична (1947 – 2006)
  • СУДАРЧИКОВА Любовь Кузьминична (1947 – 2006)
  • СУДАРЧИКОВА Любовь Кузьминична (1947 – 2006)
  • СУДАРЧИКОВА Любовь Кузьминична (1947 – 2006)
  • СУДАРЧИКОВА Любовь Кузьминична (1947 – 2006)

Видео

Выступление Любови и Анатолия Сударчиковых
на Международном конкурсе в Монте-Карло, 1995 г.