Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ЗЛАТОГОРОВ Петр Ильич (1902 – 1973)

ЗЛАТОГОРОВ Петр Ильич (1902 – 1973)

Петр Ильич Златогоров (13.07.1902 – 4.05.1973) — эстрадный и цирковой иллюзионист. В молодости в течение шести лет работал ассистентом у Костано Касфикиса. В 1929 году после отъезда Касфикиса из СССР начал выступать самостоятельно. Много гастролировал по Советскому Союзу. В знак признательности за его яркие выступления горняки города Горловка (Донецкая область, Украина) присвоили артисту звание почетного шахтера шахты «Кочегарка». В годы Великой Отечественной войны активно участвовал в военно-шефской работе, за что был награжден многочисленными грамотами и памятными подарками.

Около десяти лет работал в системе Союзгосцирка, а  затем — в  Московской областной и Калининградской филармониях. За годы творческой деятельности подготовил три большие программы, каждая из которых состояла из 20–25 иллюзионных номеров. В 1968 году стал пенсионером. Похоронен в Москве на Востряковском кладбище (уч. 35, ряд 5, могила 129).

По свидетельству А.С. Карташкина, П.И. Златогоров являлся руководителем иллюзионного театра лилипутов (г. Нахабино, Московская обл.).

В 1960-е годы выступал совместно с ассистенткой Надеждой Надеждиной, настоящее имя — Надежда Ивановна Хмылева (25.01.1945, Москва – 6.10.1981, поселок Аян, Хабаровский край) — артистка разговорного жанра, выпускница Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Росла в семье офицера, в детстве снималась в эпизодических ролях в кино. В 10 классе стала лауреатом Всесоюзного конкурса чтецов. По окончании школы поступила в ГИТИС, откуда перевелась на отделение разговорного жанра ГУЦЭИ. После работы с П.И. Златогоровым выступала как конферансье в творческом коллективе супруга, солиста Московской филармонии. Трагически погибла во время гастрольной поездки по Дальнему Востоку. Вертолет Ми-8, перевозивший московских и ленинградских артистов (всего 16 человек), потерпел катастрофу в ущелье Джугджурского хребта близ поселка Аян.


Литература:
  1. Концерты Златогорова (заметка) // Хабаровск: Красноармейская газета Дальневосточного фронта «Тревога», № 82 (3799), 7.04.1942, стр. 4;
  2. Сегодня в театрах [анонс концерта 8 августа 1948 г. в Зеленом театре МПКиО «Сокольники»] // Известия, № 187 (9717), 8.08.1948, стр. 4;
  3. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, стр. 238; 1979, стр. 206;
  4. Зильбербрандт М. В мире старых фокусов // Советская эстрада и цирк, 1968, № 8, стр. 27;
  5. Сто телеграмм // Советская эстрада и цирк, 1969, № 10, стр. 31;
  6. Кио И.Э. Без фокусов // Советская эстрада и цирк, 1972, № 11, стр. 23.

Благодарим за информационную помощь внучку артиста Юлию Юрьевну Хлыстову (Златогорову), Валерия — сына Н.И. Хмылевой и администратора сайта Общества некрополистов Дениса Анатольевича Шабалина.


Концерты Златогорова

Заметка в газете Дальневосточного фронта «Тревога», № 82 (3799), 7.04.1942, стр. 4

КОНЦЕРТЫ ЗЛАТОГОРОВА

Четвертого апреля отчетным концертом в Хабаровском Доме Красной Армии закончил свою работу на Дальнем Востоке ансамбль иллюзии П.И. Златогорова.

Небольшой коллектив свыше года на находился на Дальнем Востоке. За это время в частях нашего фронта ансамбль иллюзий дал 270 концертов. Артисты побывали у танкистов, летчиков, на кораблях Амурской флотилии. Тепло встречала красноармейская и краснофлотская аудитория выступление этого коллектива.

Со своими артистами-ассистентами Златогоров провел немалую шефскую работу. Кроме этого, ансамбль дал два концерта, средства от которых в сумме 22 тысяч рублей внесены в фонд обороны страны.

Высокую оценку зрителя заслужил коллектив. Начальник Политуправления Дальневосточного фронта за проведенную культурно-массовую работу вынес Златогорову и артистам ансамбля благодарность.


В мире старых фокусов

Статья М. Зильбербрандта в журнале «Советская эстрада и цирк», 1968, № 8, стр. 27

В МИРЕ СТАРЫХ ФОКУСОВ

Вечер под таким названием состоялся весной этого года в ЦДРИ. Интерес публики к нему оказался велик и выразился прежде всего в том, что большой зал не смог вместить всех желающих.

Зрители познакомились с творчеством Петра Ильича Златогорова, опытного иллюзиониста, более сорока лет работающего в этом жанре. Златогоров начинал свой артистический путь ассистентом Костана Касфикиса, одного из известных иллюзионистов 20-х годов, которого считают едва ли не первым фокусником на манеже.

Златогоров сумел на хорошем профессиональном уровне сохранить поражавшие когда-то публику трюки Касфикиса и отчасти его приемы обыгрывания своих действий. Это придало выступлению особое обаяние, чуть наивную прелесть.

Перед аудиторией в ЦДРИ ожил стиль жанра таким, каким он был в 20-е годы. Ведь если техническая сторона трюков я общем-то мало изменилась за последние десятилетия, то характер номеров, весь их облик стал иным.

Златогоров действовал в образе веселого, непринужденного и несколько самоуверенного человека, развлекающего близких ему людей. Он сопровождал свои фокусы то вроде бы серьезным, то шутливым комментарием, энергично привлекал зрителей к участию в происходящем на сцене.

Артист, несомненно, умеет возбудить любопытство и оправдать его. Порой он не без юмора, направлял внимание аудитории по ложному следу, порой заставлял серьезно задуматься над разгадкой того или иного секрета. Отметим некоторые фокусы: выскакивающие из стакана по желанию публики карты, блестящий металлический шар, то появляющийся, то исчезающий, то летающий, наконец, трюк «посылка» — собранные у зрителей ценные вещи оказываются в ящике под люстрой зала.

Надо сказать о грациозной помощнице Златогорова — Н. Надеждиной, без которой трудно представить себе выступление иллюзиониста.

Можно смело утверждать, что путешествие в мир старых фокусов было отнюдь не скучным. Но оно вызывает и такую мысль — необходимы более настойчивые поиски новых трюков, смелое и активное использование современной техники, которая раскрывает перед иллюзионистами необозримые и поистине сказочные возможности.


Сто телеграмм

Заметка в журнале «Советская эстрада и цирк», 1969, № 10, стр. 31

СТО ТЕЛЕГРАММ

Коллектив Калининградской областной филармонии (директор и художественный руководитель М. Беляков) тепло проводил на пенсию старейшего иллюзиониста эстрады и цирка Петра Ильича Златогорова. Начав свой творческий путь ассистентом известного в 20-е годы фокусника Костана Касфикиса, Златогоров более сорока лет отдал искусству иллюзии, стал одним из ведущих мастеров этого жанра. Его выступление всегда отличали оригинальность и сложность трюков, артистизм, умение увлечь зрителей.

В адрес П.И. Златогорова поступило более ста приветственных телеграмм — из Москвы и Львова, Ленинграда и Куйбышева, Мурманска и Пярну, Омска и Улан-Удэ. С уходом на заслуженный отдых артиста поздравили различные предприятия и организации, учреждения культуры, деятели искусства. Среди них — шахтеры Подмосковья, Архангельский и Сочинский цирки, Алтайская филармония, народный артист СССР Л. Утесов, народная артистка РСФСP И. Яунзем, заслуженный деятель искусств РСФСР М. Местечкин, популярный конферансье А. Алексеев. И конечно же, коллеги по иллюзионному цеху — Эмиль и Игорь Кио, Клео Доротти, Анатолий Шаг, Арутюн Акопян, Ван Тен-тау и совсем еще молодой «волшебник», недавний выпускник Московской эстрадной мастерской, В. Кубанский.


Без фокусов

Статья Игоря Кио в журнале «Советская эстрада и цирк», 1972, № 11, стр. 23

БЕЗ ФОКУСОВ

Быть счастливым, как я себе представляю, — это значит прежде всего заниматься любимым делом. В этом смысле жизнь Петра Ильича Златогорова бесспорно сложилась счастливо. Судите сами. Недавно ему исполнилось семьдесят лет. И почти пятьдесят из них он отдал горячо любимому им иллюзионному искусству.

Еще в юношеские годы Златогоров становится ассистентом одного из наиболее популярных в то время фокусников — Костана Касфикиса. В течение шести лет молодой ассистент вдумчиво изучал хитроумную систему всевозможной иллюзионной аппаратуры, своеобразную манеру подачи номера, которую применял его многоопытный наставник. Все эти годы Златогоров принимал непосредственное участие в конструировании «волшебных аппаратов». И это важное обстоятельство, конечно же, сыграло заметную роль в становлении его как артиста иллюзионного жанра.

С 1929 года начинается на Украине, откуда он родом, самостоятельный творческий путь на эстраде и в цирке иллюзиониста Петра Златогорова. На географической карте страны нет ни одной республики, почти ни одного мало-мальски крупного города, где бы он ни побывал на гастролях. Украина и Белоруссия, Сибирь и Дальний Восток, Урал и Донбасс, Средняя Азия, Закавказье, Прибалтика — этапы гастрольных маршрутов искусного фокусника, пользовавшегося неизменным успехом у зрителей. Между прочим, в Донбассе, где Петр Ильич работал почти три года, горняки Горловки присвоили ему звание почетного шахтера шахты «Кочегарка». Много грамот и подарков получил он за военно-шефскую работу.

Около десяти лет П. Златогоров работал в системе Союзгосцирка, а затем — в Московской областной и Калининградской филармониях. За годы своей творческой деятельности артистом были подготовлены три большие программы, каждая из которых состояла из двадцати — двадцати пяти иллюзионных трюков.

Четыре года назад П. Златогоров ушел на заслуженный отдых. Руководство Калининградской филармонии, многочисленные друзья И товарищи тепло проводили на пенсию старого артиста, от души пожелали ему крепкого здоровья, больших радостей. И сейчас, когда Петру Ильичу исполнилось семьдесят лет, мне хочется к словам сердечного поздравления добавить пожелания всяческого добра и, конечно, долголетия. Долголетия, как говорится в нашей среде, без всяких фокусов.

Фото

  • ЗЛАТОГОРОВ Петр Ильич (1902 – 1973)
  • ЗЛАТОГОРОВ Петр Ильич (1902 – 1973)
  • ЗЛАТОГОРОВ Петр Ильич (1902 – 1973)
  • ЗЛАТОГОРОВ Петр Ильич (1902 – 1973)
  • ЗЛАТОГОРОВ Петр Ильич (1902 – 1973)
  • ЗЛАТОГОРОВ Петр Ильич (1902 – 1973)