Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)

ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)

Панфиленок Борис Михайлович, сценический псевдоним Буба (12.07.1950, Рига – 1.05.2009, Санкт-Петербург) — жонглер, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1974), участник эстрадного дуэта «Буба и Бука» (совместно с фокусником-эксцентриком В.И. Букатичем). Артистическую карьеру начинал униформистом в Рижском цирке, где увлекся искусством жонглирования и стал самостоятельно оттачивать техническое мастерство. В качестве жонглера начал работать в 1966 году в ленинградской группе «Цирк на сцене», а с 1971 года — в Ленконцерте. В 1973–75 гг. проходил срочную службу в ансамбле Ленинградского военного округа.

Творчество Б. Панфиленка отличала четкая внешняя форма и высокий профессионализм. Для манеры его работы характерно не число объектов, которыми он жонглирует, а филигранная отточенность каждого сложного пассажа с разновесовыми предметами: шляпой, сигарой, тростью, платком и даже моноклем. Номер Бориса Панфиленка получил образное решение: костюм, музыка и манеры стилизованы под колоритную фигуру одесского куплетиста Бубы Касторского из художественного фильма «Неуловимые мстители». Панфиленок создал ироничную пародию на этот персонаж, сыгранный его полным тезкой талантливым актером Борисом Михайловичем Сичкиным.Так появился сценический псевдоним Буба. В советское время, несмотря на большую востребованность, Б.Панфиленок оставался практически невыездным артистом. Совместно с эстрадным фокусником В.И. Букатичем, специализирующимся на комической магии, организовал дуэт «Буба и Бука». В 1990 году популярный британский иллюзионист Пол Дэниелс пригласил дуэт в свое шоу. Это стало началом более чем десятилетнего зарубежного периода работы артистов в лучших варьете Франции и Германии, в частности, в «Крейзи Хорс».

Увлекался спортивным туризмом. Сплавлялся с друзьями по рекам Карелии и Дагестана на собственноручно изготовленном катамаране. Вплоть до отъезда в Германию ежегодно во время отпусков отправлялся в турпоходы.

Скончался Борис Михайлович у себя в квартире в Санкт-Петербурге от сердечного приступа. Урна с его прахом захоронена на Новом кладбище в городе Гатчина Ленинградской области в могиле деда жены. Реквизит покойного артиста передан его другом В.Д. Терещенко в музей циркового искусства при Большом Санкт-Петербургском государственном цирке.

Его супруга с 2000 года, Куринова Елена Владимировна (р. 27.09.1962, Гудаута, Абхазия) — танцовщица, в настоящее время звукооператор в Театре Бориса Эйфмана.


Литература:
  1. Отюгова Т. Актерское амплуа жонглера // Советская эстрада и цирк, 1975, № 12, стр. 14;
  2. Брудный Д. Внимание: концерт! // Советская эстрада и цирк, 1980, № 6, стр. 6–7;
  3. Славский Р. Е. Эстрада в России. XX век. Лексикон. М.: Росспэн, 2000, стр. 428;
  4. Славский Р. Е. Эстрада в России. XX век: энциклопедия. М.: Олма-пресс, 2004, стр. 479.

Из воспоминаний Владимира Букатича о своем партнере 

Борис Панфиленок был лучшим салонным жонглером на земном шаре...

Во время съемки номера «Турок» для магического шоу на британском телевидении Борис играл на рояле. Перед выступлением позвонили организаторы концерта и спросили, какого цвета нам нужен рояль. Я принял это за шутку и переадресовал вопрос Борису. Он тоже не был настроен на серьезный лад — взглянул на мою одежду, на свою и резюмировал: «Нам лучше всего подойдет белый цвет». Каково же было наше удивление, когда приехав на выступление, мы увидели на сцене белый рояль! Это был фокус для нас от владельца шоу Пола Дэниелса.


Из воспоминаний питерского фокусника Константина Стульгинского

Борис Панфиленок был всесьма независимой личностью, что в советское время очень раздражало функционеров от искусства. Несмотря на активную работу Бориса Михайловича на отечественных номенклатурных и правительственных концертах, выезжать на заграничные гастроли ему не позволяли. И вот однажды Бубе позвонили из Ленконцерта и настоятельно порекомендовали собираться для поездки по городам и весям области с концертами для трудящихся. Панфиленок наотрез отказался, что для тех времен было из ряда вон выходящим поступком и едва ли не преступлением. На требование обосновать причину своего отказа от поездки он ответил просто: «Так я ведь невыездной»...


Из статьи Дм. Брудного «Внимание: концерт!»
Журнал «Советская эстрада и цирк», 1980, № 6, стр. 6–7

Самой высокой оценки заслуживает жонглер Б. Панфиленок. Он продолжает традицию всемирно известного в 20-е годы Кара, оперируя бытовыми предметами, и делает это очень ловко. Одно то, что подброшенный с подъема ноги монокль попадает прямо в глаз, не может не поразить. И при этом Панфиленок, кажется, сам все время удивляется, как это у него все так ловко получается. Но между Кара и Панфиленком есть и принципиальная разница, притом что оба владеют первоклассной техникой. Кара играл светского шалопая (Е.М. Кузнецов называл его «бульвардье», то-есть постоянный посетитель кафе на парижских бульварах), что же касается Панфиленка, то он играет современного молодого человека, у которого в руках все горит, но относящегося с известной иронией и к своему реквизиту и даже к своему мастерству.

Фото

  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)

Видео

Буба и Бука: комический фокус
с китайскими палочками

Борис Панфиленок (Буба), жонглирование

Борис Панфиленок в фильме-концерте
«Веселое обозрение», 1976 год