Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ТРИВАС Марк Адольфович (1908 – 1977)

Помогите с информацией об этом человеке!

Марк Адольфович Тривас (20.03.1908 – 26.02.1977, Москва) — эстрадный драматург, критик. В 1930 окончил Высшие курсы искусствоведения при Ленинградском институте сценических искусств. Литературную деятельность начал в конце 20-х годов, когда писал репертуар заводским агитбригадам. Участник Великой Отечественной войны, был журналистом фронтовых газет в отделе юмора. С 1946 года — член КПСС.

М.А. Тривас — автор фельетонов, сценок, юморесок, реприз (куплетисты А. Шуров и Н. Рыкунин продолжительное время исполняли куплеты М. Триваса и Э. Шапировского «Но рифма требует того»). Марк Адольфович — один из авторов нескольких пантомим для цирка, в том числе «Пароход идет „Анюта“» (1961, в соавторстве с В. Ардовым и Э. Шапировским), «Тайны зеленого леса» (1964), «Салют, смелым!» (1967).

Будучи цирковым и эстрадным драматургом, М. Тривас интересовался теорией этих искусств. Им написано множество теоретических статей. В области иллюзионного жанра наиболее значительной его работой стала часто цитируемая на нашем сайте книга «От магов древности до иллюзионистов наших дней», написанная в соавторстве с А.А. Вадимовым.

Весьма основательным оказалось исследование используемых эстрадными драматургами приемов комического «Сатира и юмор на эстраде». Хотя эта книга предназначалась начинающим литераторам, она явилась одним из немногих серьезных теоретических исследований природы сатиры и юмора на эстраде. На конкретных примерах М. Тривас рассматривает разнообразные формы разговорной эстрады — пародию, иронию, сарказм. Старейший драматург эстрады В. Масс высоко оценил умение Триваса рассказать о веселом и живом искусстве эстрады ясно, кратко, просто.

Марк Адольфович был активным участником творческих процессов, происходящих в цирке и на эстраде. Многие годы он являлся заместителем председателя профессионального Комитета драматургов.


Сочинения:
  1. Секрет репризы // Советский цирк», 1958, № 9;
  2. Сатира вышла на манеж // Советский цирк, 1959, № 8;
  3. Обаяние человечности // Советский цирк, 1962, № 4;
  4. Рецензии и рецензенты [рубрика «Перелистывая газеты»] // Советский цирк, 1963, № 1 (64), стр. 19;
  5. Мастер вдохновенного слова / В сборнике «Искусство эстрады». М., 1964;
  6. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, 308 стр; 1979, 271 стр.;
  7. Вадимов А.А., Тривас М.А. Реальные достижения иллюзионистов-любителей // Наука и жизнь, год?, № 10, стр. 66–67;
  8. Незримые успехи // Советская эстрада и цирк, 1966, № 1;
  9. Обжалованию не подлежит // Советская эстрада и цирк, 1966, № 8;
  10. Наш дорогой современник // Советская эстрада и цирк, 1967, № 10;
  11. Удивительное искусство // Советская эстрада и цирк, 1968, № 1, 2;
  12. Зрелость мастера // Советская эстрада и цирк, 1968, № 4 (127), стр. 25;
  13. Властители добрых и злых чудес // Техника — молодежи, 1969, № 11, стр. 26;
  14. Собиратели // Советская эстрада и цирк, 1969, № 5;
  15. Мудрость Карандаша / В сборнике «Искусство клоунады». М., 1969;
  16. Добрая традиция // Советская эстрада и цирк, 1970, № 8, стр. 25;
  17. Цирк на полках // Советская эстрада и цирк, 1970, № 9;
  18. Единственный в мире [про новое здание Московского цирка] // Советская эстрада и цирк, 1971, № 7 (166), стр. 1–5;
  19. Несколько замечаний о фокусах и об авторе книги (предисловие) / Акопян А.А. Всё о фокусах. М.: Искусство, 1971, стр. 5–11;
  20. Тайна чревовещания // Советская эстрада и цирк, 1974, № 1 (196), стр. 20–21;
  21. Сатира и юмор на эстраде. Формы произведений и литературные приемы. М.: Искусство, 1973, 136 стр.;
  22. Alexander A. Wadimow. «Magie», 1964, № 12, стр. 371–373 (на немецком языке).

Литература:
  1. Радунский И. Записки старого клоуна. М., 1954, стр. 154–57;
  2. Ельшевский Н. Три цирковых спектакля-пантомимы. В сборнике «Вопросы театра». М., 1966;
  3. Шнеер А.Я., Славский Р.Е. Цирк. Маленькая энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1973, стр. 288; 1979, стр. 329;
  4. Кузнецова О.А. Эстрада в России. XX век. Лексикон. М.: Росспэн, 2000, стр. 597;
  5. Кузнецова О.А. Эстрада в России. XX век: энциклопедия. М.: Олма-пресс, 2004, стр. 668.

Властители добрых и злых чудес

Комментарии к статье Пьера Рондьера «За кулисами иллюзий»

Журнал «Техника — молодежи», 1969, № 11, стр. 26, рубрика «Антология таинственных случаев»

ВЛАСТИТЕЛИ ДОБРЫХ И ЗЛЫХ ЧУДЕС

Давайте зададимся вопросом: а зачем вообще показывают фокусы? Ради искреннего изумления и смеха при виде невероятного? Ради безуспешных попыток разгадать замысловатый трюк? Ради рожденного бессилием решения приписать все некоему массовому гипнозу?..

Иллюзионное искусство выполняет важную социальную функцию: развивает воображение, вызывает восхищение и гордость перед всемогуществом человека, преодолевающего законы природы и хоть на миг делающего невозможное возможным. Тот, кто, видя фокусы, удивляется фантастическому, сможет удивляться и реальному — тем подлинным чудесам природы и искусства, которые обступают нас со всех сторон. Иллюзии — лучшее лекарство от окостенения в унылом, плоском всезнайстве.

Однако существуют и антихудожественные жанры иллюзионного искусства, приносящие ощутимый вред. Таковы, в частности, «чудеса», воспитывающие в зрителях жестокость, приучающие равнодушно или даже с удовольствием смотреть на всякого рода мучительства, хоть они и иллюзорны. Подобные трюки получили небывалое развитие на эстрадах капиталистического мира.

Американский иллюзионист Гораций Гольдин изобрел аттракцион «распиливание девушки». Циркулярной моторной пилой он «разрезал» надвое свою ассистентку, уложенную в деревянный футляр, откуда торчали с одной стороны голова и руки, а с другой — ноги. На самом деле в футляре были две ассистентки. А последователь Гольдина, недавно умерший западногерманский иллюзионист Каланаг (Гельмут Шрейбер), распиливал ассистентку уже не на две, а на три части и демонстрировал «окровавленное» туловище ошарашенным зрителям. Затем он «сращивал плоть».

Да, сегодня иллюзионисты сплошь и рядом ложатся под грузовики, прошивают большой иглой собственную руку в перчатке, глотают огонь, прижигают свое тело и проделывают все то, что увидел П. Рондьер на Всемирном съезде факиров. Там протыкали себя шпагами, там распинали «страдальцев» на кресте, приколачивали гвоздями к доске собственный язык и т.д. И все это взаправду, всерьез, без обмана. Ибо способность человека к приспособлению почти безгранична. К примерам, приводимым в антологии, можно добавить другие, не менее разительные. Так, японский маг Фудзита Сзйдэи в 1963 году демонстрировал такую «операцию»: он левой рукой последовательно «вынимал» из суставов сперва пальцы, затем локоть и плечо правой. Затем придавал этой руке любые, совершенно противоестественные положения. Таким способом высвобождаются из наручников и кандалов, пролезают в самые узкие отверстия.

Родоначальник этого странного жанра иллюзионного искусства американский артист Гарри Гудини (Эрих Вейс, 1874 – 1926). Он вскрывал самые хитрые замки и мгновенно высвобождался из любых пут, смирительных рубашек, оков, цепей, сундуков, мешков и металлических контейнеров, запертых, завязанных, запечатанных снаружи. Он даже «проходил сквозь стены».

Трюки, впервые показанные Гарри Гудини (а некоторые из них после него не мог повторить никто), очень остроумны по замыслу. Ради рекламы Гудини прыгнул в Темзу с моста в наручниках, к тому же завязанный в мешок, и выплыл свободным на глазах у многих сотен зевак и целой толпы журналистов. Запертый голым в камере вашингтонской тюрьмы, он через три минуты вышел наружу, открыл две соседние одиночные камеры, поменял местами находившихся там заключенных, проник в третью камеру, где была его одежда, и вскоре явился в караульное помещение.

Секрет был прост: Гудини имел при себе набор крючков и складных отмычек. Еще в детстве факир-шпагоглотатель научил его прятать гибкие стальные стержни в пищеводе, вытаскивая их потом за нитку, привязанную к зубу. В его реквизите были бутафорские замки, веревки с незаметным разрезом, скрепленным плательной кнопкой, цепи с одним из звеньев, растягивающимся на пружине, и тому подобное. Благодаря длительной тренировке суставы артиста отличались невероятной гибкостью. Вслед за Гудини на эстраду ринулась целая лавина подражателей.

Если факиры приучают зрителей к мысли, что убить или искалечить человека легко и приятно, то эти «специалисты» романтизируют преступления, показывают, что воровать и взламывать замки — занятие интересное, а главное — безнаказанное: иуда бы ни заперли вора, как бы его ни заковывали, он все равно выйдет на свободу. Подобные трюки, демонстрируемые на сцене, становятся для многих легковерных людей причиной жизненных драм и трагедий.

Как видим, и в иллюзионном искусстве существуют свои противоречия, свои победы и поражения. Воскликнем же вместе с мудрым сказочником: «Да увидим веселое и беспечное лицо Чуда! Да будут волшебства и чудеса!»

М. Тривас