Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

КАСФИКИС Костано (1892 – 1934)

КАСФИКИС Костано (1892 – 1934)

Костано (Костантин Михайлович, иногда Анастасиос) Касфикис (1892, Афины, Греция – 1934, Испания) — иллюзионист, грек по национальности. Его отец владел в Краснодаре эстрадным театром «Арлекин». Там, наблюдая приезжающих на гастроли фокусников, Касфикис увлекся искусством иллюзии и создал крупнейший в 20-е годы иллюзионный аттракцион, требующий участия значительного числа ассистентов, в том числе лилипутов. Среди трюков: «Распиливание женщины», «Дама в воздухе», «Ваза фараона» (в большую вазу наливали воду, а потом из нее доставали сухих уток и гусей, а также разные предметы). Касфикис соединял демонстрацию иллюзионных опытов с веселым конферансом. Говорил с нарочитым смешным акцентом. Отдельные номера Касфикиса позаимствовал начинающий Э.Т. Кио, который впоследствии успешно воспользовался полученными сведениями.

В 1929 году Касфикис уехал за границу, оставив значительную часть реквизита своей гражданской жене и ассистентке Клавдии Григорьевне Карасик (псевдоним Клео Доротти, 1900 – 1974), она выступала в цирке с иллюзионными номерами до февраля 1959 года. Причины отъезда Касфикиса из СССР до конца не ясны. Возможно, с окончанием НЭПа у него не заладились дела, но более вероятно, что причиной явилась женщина. Зарубежные источники указывают, что артист гастролировал по Европе с женой и ассистенткой Валерией Касфикис (в девичестве Черни). Их совместная жизнь продолжалась недолго. В 1934 году во время гастрольной поездки по Испании, двигаясь на перегруженном реквизитом грузовике по трассе Саламанка-Тордесильяс, Костано Касфикис погиб в результате автомобильной катастрофы. Его вдова вскоре стала выступать с иллюзионным шоу самостоятельно под сценическим псевдонимом Клеопатра. На этом поприще она достигла значительных успехов. Таким образом, Костано Касфикис «взрастил» двух выдающихся иллюзионисток: Клео Доротти — в России и Валерию Касфикис — на Западе. Его ассистент П.И. Златогоров также стал иллюзионистом.

Сочинения:
  1. Как я делаю мои «номера». «Цирк», № 3 (14), 16–31 октября 1926.

Литература:
  1. А.Г. Заметка о гастролях Касфикиса в Бакинском цирке // Цирк и эстрада, март 1928, № 5 (37), стр. 15;
  2. Уразов И.А. Факиры. М.: Теа-кино-печать, 1928, стр. 18;
  3. Реклама Эстрадного театра в саду «Аквариум» // Правда, № 235 (4680), 26.08.1930, стр. 6;
  4. Кио Э.Т. Фокусы и фокусники. М.: Искусство, 1958, стр. 37–38, 43;
  5. Покровский В. Глазами старого зрителя // Советский цирк, 1959, № 7, стр. 20;
  6. Заметка про рекламу Касфикиса // Советская эстрада и цирк, 1965, № 1 (88), стр. 16–17;
  7. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1966, стр. 239–240; 1979, стр. 207–208;
  8. Никулин Ю.В. Почти серьезно... Журнал «Молодая гвардия», 1976;
  9. Тарахно П.Г. Жизнь, отданная цирку. [Лит. запись Л.Г. Булгак]. М.: «Искусство», 1976, стр. 91–107, 111;
  10. Кио И.Э. Иллюзии без иллюзий. М.: Вагриус, 1999, стр. 161;
  11. Дмитриев Ю.А. Эстрада в России. XX век. Лексикон. М.: Росспэн, 2000, стр. 239–240;1
  12. Дмитриев Ю.А. Эстрада в России. XX век: энциклопедия. М.: Олма-пресс, 2004, стр. 271;
  13. Дмитриев Ю.А. Знаменитости российского цирка. М.: РОССПЭН, 2009, стр. 308–309, 311;
  14. Goldston's Magical Quarterly. Vol. 1, Summer 1934, p. 89;
  15. Christopher Milbourne. The Illustrated History of Magic. New York: Crowell, 1973, p. 315;
  16. James Randi. Conjuring. St. Martin's Griffin, 1993;
  17. Fred Maldino. The Mysterious Kasfikis: The Man without a Face. Magicol, № 110, Feb. 1994, p. 2–5;
  18. Whaley Barton. Who's who in magic. Lybrary.com, Version 3.2, 2009, p. 312–313;
  19. Joshua Jay. Tragic Magic // Gibecière, Vol. 5, Issue 2, Summer 2010, p. 80–81, 124.

Из книги Измаила Алиевича Уразова «Факиры», 1928, стр. 18

Для иллюстрации того, как иногда делаются «сеансы внушения и гипноза» в цирке, расскажем о двух случаях.

Один был в этом году в Баку с иллюзионистом Касфикисом. Он вывел на сцену десять-двенадцать человек, проделал над ними массу головоломных и фантастических вещей и вызвал восторги зрителей действительно блестящими опытами. Потом Касфикис, во исполнение обещанного на афише объяснения, разоблачил свой номер: «Делается это просто, и каждый из вас может повторить все мои опыты. Для этого вы берете с биржи труда несколько безработных, платите им соответствующее вознаграждение, и они — как вы изволили видеть — прекрасно выполняют все мои приказания».

Публика устроила скандал, в сущности, несправедливый, так как больше половины цирковых гипнотизеров делает то же, но не объясняет технику номера.


Отрывки из книги Э.Т. Кио «Фокусы и фокусники», 1958

Стр. 37

Представьте себе сцену, задрапированную темными, мрачными сукнами. В центре на пьедестале — человеческий скелет. Слева и справа на столиках черепа. По сцене бесшумно скользят молодые женщины, одетые «чертиками» с хвостами и кокетливыми рожками.

Подобной «чертовщиной» обставлял свой номер иллюзионист Констано Касфикис.

Есть такой трюк: «Летающая дама». Женщина ложится на кушетку, лицом к зрителям. Затем кушетку убирают, и женщина остается «висеть» в воздухе.

Этот трюк Касфикис первым стал подавать как «сеанс гипноза». Он проделывал над своей ассистенткой «пассы», будто бы усыпляя ее, и та, погружаясь в сон, медленно поднималась в воздух.

Эффектное зрелище! Женщина лежит, облокотившись на правую руку... Глаза закрыты... Она парит в воздухе... Под ней ничего... Одно пространство...

Стр. 37–38

Но вернемся к Касфикису. При всей «таинственности», которой он окружил свой номер, в его выступлении было нечто такое, что смягчало эту «таинственность», делало ее какой-то несерьезной. Может быть, в известной степени этому способствовал шутливый разговор, который Касфикис вел, демонстрируя свои трюки.

Грек по национальности (он был сыном рыбака), Касфикис говорил на забавном, ломаном языке. Нельзя было не улыбнуться, слушая, как смешно он коверкал слова. Нередко, к сожалению, Касфикис шел по пути откровенного шарлатанства. Например, он объявлял сеансы «массового гипноза публики», хотя о гипнозе имел самое смутное представление. «Гипнотизируемые», якобы в состоянии гипнотического сна, выполняли все приказания «гипнотизера»: лазили на стол, делали вид, что перепрыгивают через лужи, отбивались от воображаемых пчел, пели, танцевали. В Баку в цирке Касфикис объявил, что в свой бенефис он расскажет, как организовать сеансы гипноза. И он действительно это сделал.

— Граждане, — сказал Касфикис, выйдя на арену, — если вы хотите делать то же, что и я, пойдите на биржу труда, наймите там безработных, прорепетируйте с ними день или два, и можете выступать.

За такую откровенность публика едва не отколотила и «гипнотизера», и «гипнотизируемых».

Надо сказать, что Касфикис едва ли не первый из иллюзионистов с крупной аппаратурой вышел на цирковую арену (до этого фокусы показывались только на сцене). Иллюзионисту очень нужны кулисы и задник. Ведь многие фокусы показываются при помощи так называемого черного кабинета, то есть черных кулис и задника, особым образом подсвеченных, в которых «исчезают» одетые в черное ассистенты. Да и другие фокусы легче сделать на сцене, чем на арене, где зрители сидят вокруг и где очень трудно что-нибудь спрятать. Характерно, что почти ни один из известных заграничных иллюзионистов на арене не выступает, они боятся арены. Только наши артисты-фокусники постоянно работают в цирках. Но от этого уровень их мастерства резко повысился.

Что же касается Касфикиса, то он, выступая на арене, выстраивал специальную палатку, отчасти заменяющую ему сцену. В начале тридцатых годов Касфикис уехал за границу и вскоре погиб от своих же «волшебных» ящиков. Они упали на него сверху и разбили ему голову. Выступающая сейчас в советских цирках иллюзионистка Клео Доротти была когда-то главной ассистенткой у Касфикиса.

Стр. 43

Вот еще один случай. Он тоже очень характерен для нравов того времени. В 1925 году, когда я уже имел в своем репертуаре целый ряд номеров, мне сообщили, что со мной хочет познакомиться Касфикис. Не скрою, я был польщен.

Встреча произошла. Касфикис был чрезвычайно любезен. Он наговорил мне много комплиментов и в заключение предложил объединить оба номера — его и мой.

— Вы будете моим помощником, — благосклонно сказал он.

Я не был тогда искушен в таких делах и не понимал истинного намерения Касфикиса: уничтожить меня, как конкурента. Я посоветовался с Смирновым-Сокольским. Он категорически запротестовал против сделки и принял все меры, чтобы она не состоялась.


Из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней», 1966, стр. 239–240; 1979, стр. 207–208

Грек Костано Касфикис (1892 – 1934) попал в Россию во время первой мировой войны как военнопленный и в годы нэпа выступал перед советскими зрителями в цирке. Он сооружал на манеже специальную небольшую сцену и отгораживался от части зрителей палаткой. Касфикис показывал «летающую женщину» и другие обычные для тех лет иллюзионы в нелепом мистическом оформлении; ему помогали ассистенты, одетые чертями.

На нэпманов был рассчитан примитивный трюк «фабрика денег». В небольшой аппарат с двумя параллельными вращающимися валиками вкладывались чистые листы бумаги такого же размера, как денежные купюры. Касфикис поворачивал ручку — и из-под валиков вылетали настоящие деньги, влажные, как будто и в самом деле только что отпечатанные. Само собой понятно, что несколько настоящих денежных купюр заранее специально вкладывались в аппарат.

Очевидцы рассказывают, что однажды два нэпмана, уже несколько раз приходившие смотреть этот фокус, всерьез захотели купить у Касфикиса «фабрику денег». Тот, не моргнув глазом, тут же «отпечатал» червонец и подарил им. Нэпманы предъявили эту купюру эксперту госбанка и, убедившись, что деньги настоящие, уплатили обманщику огромную сумму за аппарат, который, естественно, очень скоро перестал «печатать» червонцы.


 Из книги Юрия Владимировича Никулина «Почти серьезно...», 1976

Услышал я и рассказы о Касфикисе, с которым Семен Львович (Румашевский) когда-то работал. У этого знаменитого иллюзиониста, приехавшего в конце двадцатых годов на гастроли в нашу страну, Семен Львович служил ассистентом. В каждом городе гастроли длились всего несколько дней. На последнем спектакле Касфикис, как правило, раскрывал перед публикой свои секреты. Коронный номер Касфикиса — трюк «Летающая дама», который он подавал в мистическом духе, говоря перед показом номера на ломаном русском языке о силе гипноза, которым он якобы обладает.

В России Касфикис получал много денег, вел шикарную жизнь, пользовался успехом у женщин. Авантюрист по натуре, он не брезговал и спекуляциями. На черном рынке занимался скупкой валюты. В специальном поясе, скрытом под костюмом, хранил бриллианты.

В одном из городов работники ЧК пришли к «мировой известности» в номер гостиницы, требуя вернуть пакет с валютой, который тот только что приобрел.

Все отрицая, Касфикис с театральным жестом сказал:

— Никакой валюты у меня нет!

Тщательно обыскали весь номер. Перерыли все: матрас, стол, шкаф, паркет, простукали стены, заглянули в туалет, ванную, обшарили прихожую, прощупали потолок, обыскали самого иллюзиониста, но валюты не нашли, хотя точно знали, что пакет в номере. Тогда старший опергруппы пошел «ва-банк», предложив Касфикису пойти на мировую.

— Скажите, — сказал чекист, — где вы спрятали пакет, и вам ничего не будет. Валюту мы у вас, конечно, заберем, но деньги, ваши деньги, вернем. Вы же купили валюту у нашего человека. Мы специально вам ее продали.

Касфикис засмеялся и, распахнув окно, попросил посмотреть вниз. И все увидели, что пакет с валютой висит на ниточке между третьим и четвертым этажами гостиницы. Дело кончилось миром.

Однажды я побывал у Семена Львовича дома. В общей коммунальной квартире он занимал крохотную, скромно обставленную комнатку. На стене — большой портрет интересного молодого мужчины.

— Кто это? — спросил я.

— Костано Касфикис. Знаменитый иллюзионист! Я о нем рассказывал…

— А что, — поинтересовался я, — если бы сейчас Касфикис выступил в цирке со своей программой, был бы успех?

О-о!!!! — ответил с придыханием Семен Львович. — Конечно. Ведь он такой красивый!


Из статьи Вл. Покровского «Глазами старого зрителя»

Возможно, гипнотизировать могут очень многие, если за это возьмутся. Орнальдо рассказывал мне о крупном фокуснике Касфикисе, который начал выступать как гипнотизер без всякой трени­ровки, имел успех, но бросил это дело, потому что не всегда умел быстро разбудить уснувших.

Летом года примерно 1926-го Касфикис объявил свой вечер в Вязьме (он выступал один). Прошло полтора часа против объявлен­ных на афише, а вечер не начинался. Оказалось, какой-то местный начальник послал своих подчиненных в подвал зала под сценой раз­рушить установленную там фокусническую аппаратуру, чтобы разо­блачить Касфикиса.

Представить, что Дама Воздуха витает в воздухе вопреки за­конам физики трудно даже без содействия вяземских мудре­цов. Чудеса цирка надо не разоблачать, а создавать.

В цирк идут за чудесами, хотя 99 процентов зрителей понимают их природу.


Christopher Milbourne, The Illustrated History of Magic. New York: Crowell, 1973, р. 315

"The Living Miracle" caused at least one death, though not on the stage. Anastasius Kasfikas, a Greek illusionist, and his wife, Valeria, were en route from Salamanca to Tordesillas, Spain, when the truck in which they were traveling with their equipment crashed. The sharp circular blade shot out of the case, severing Kasfikas' neck. Billing herself as Cleopatra, his dark-haired, lovely widow later performed in North and South America. She was the best female illusionist I have ever seen. Not surprisingly, she preferred less dangerous deceptions.


Whaley Barton, Who's who in magic. Lybrary.com, Version 3.2, 2009, pp. 312–313

Kasfikis, Anastasios

(Russia: 1892-1934) After Russian Revolution (1917) travelled on Greek passport. Pro illusionist, touring Europe with a big show with many assistants. His assistant until 1929 was "Kleo Dorotti" (which see). Pet effect: the Buzz-Saw. Killed in a one-car auto crash in Spain when his crated Buzz-Saw slid forward and crushed his head. His Russian-born widow continued the act. [Bam,pp182-3;St;Mec]

Kasfikis, Kostan

(USSR: fl.1940s) Pro illusionist in Soviet circus. [Dif]

Kasfikis, Valeria

(Russia: fl.1930s-50s) Born Valeria Cherni (?). Pro assistant-wife of Anastasios Kasfikis. Widowed in 1934, she continued his act, but initially as an all-girl illusion show, first briefly as "Valeria", then since later that year as "Cleopatra", touring Europe, S.America (including the Avenida Theatre in Buenos Aires in 1947), Puerto Rico (1952), & the USA. Played the NY Palace in 1952 (with 2 women & 1 boy assistants), 1953 (2 assistants), & 1955 (with 1 male & 1 female assistants). Played the Vienna Ronacher in 1958. Retired in the USA. Milbourne Christopher recalled (in 1973) that "She was the best female illusionist I have ever seen." [HMM9/52, 12/53, 9/55]

В справочнике Бартона Уэйли «Кто есть кто в магии» [16] возникла путаница с именем Касфикиса. Он упоминается и как Костано, и как Анастасиос. Причиной разночтений, возможно, стала книга Кристофера Милборна «Иллюстрированная история магии» [13], где Касфикис фигурирует как Анастасиос. Не исключено, что для греков это одно и то же имя. В свою очередь в книгу Кристофера Милборна имя Анастасиос, вероятно, перекочевало с одной из ранних афиш Касфикиса.


1 В источниках [9] и [10] ошибочно указано, что Костано Касфикис погиб в 1939 году.

Фото

  • КАСФИКИС Костано (1892 – 1934)
  • КАСФИКИС Костано (1892 – 1934)
  • КАСФИКИС Костано (1892 – 1934)