Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

МАРЧЕСС (МЮЛЛЕР) Мартин Александрович (1894 – 1961)

МАРЧЕСС (МЮЛЛЕР) Мартин Александрович (1894 – 1961)
Помогите с информацией об этом человеке!

Марчесс (иногда Мартын Марчес, настоящая фамилия Мюллер) Мартин Александрович (1894 – 1961, Пицунда) — иллюзионист, манипулятор. По национальности венгр. Во время Первой мировой войны 1914–1918 попал в Россию как военнопленный. После революции служил в Красной Армии. Демобилизовавшись в 1922 году, стал иллюзионистом, выступал преимущественно на эстраде. С 1928 года работал в системе госцирка, руководил иллюзионным аттракционом.

М.А. Марчесс исполнял номера легко и артистично (в том числе номер с кипящим самоваром, из которого появлялись лилипуты; трюки с кольцами). Из сюжетных представлений Мартина Марчесса наиболее значимой была феерия «Волшебный магазин» (постановка М.С. Местечкина).

Его супруга Мар (Гросблад) Софья Михайловна (1900 – 1972) была неизменной партнершей артиста как в жизни, так и на арене. После смерти мужа возглавила иллюзионный аттракцион. Оставила манеж в 1963 году.

М.А. Марчес и С.М. Мар похоронены на 47 участке Востряковского кладбища в Москве.


Литература:
  1. Зрелища [анонс программы эстрадного театра «Эрмитаж»] // Литературная газета, № 21 (58),  26.05.1930, стр. 4;
  2. Эрманс Виктор. В садах и парках [Марчес упомянут как участник первой программы эстрадного театра «Эрмитаж»] // Советское искусство, № 27 (373), 11.06.1937, стр. 6;
  3. 60 новых аттракционов [упомянута новая программа иллюзионного аттракциона Марчеса] // Советское искусство, № 40 (1076), 4.10.1947, стр. 1;
  4. Лодгауз-Прокопенко Л.И. Саратовский цирк (Краткий очерк). Саратов: Ком. по делам искусств при Совете министров СССР. Глав. упр. гос. цирков. Саратовский государственный цирк, 1950, стр. 54;
  5. Цирк. Иллюзионное представление под руководством Софии Мар [афиша] / 1951, худ. Л.Л. Офросимов, Г. Верите;
  6. Черкасский Я. Да, это творческая удача // Харьков: Красное знамя, 26.12.1957, стр. 4;
  7. Кио Э.Т. Фокусы и фокусники. М.: Искусство, 1958, стр. 94–95;
  8. Байкалов Н. В цирках Ростова и Харькова / Н. Байкалов, М. Местечкин // Советский цирк, 1958, № 3, стр. 22;
  9. Информация об «Иллюзионном обозрении» в Астраханском цирке в апреле 1958 года // Советский цирк, 1958, № 5;
  10. Острин Я.Г. Навстречу сорокалетию Советского цирка // Советский цирк, 1959, № 7;
  11. Бартэн А.А. От манежа к манежу. Путевые заметки писателя [упомянут как руководитель циркового коллектива, выступавшего в Запорожье] // Советский цирк, 1959, № 9 (36), стр. 6;
  12. Матвеев М. Памяти артиста // Советский цирк, 1961, № 12, стр. 31;
  13. Вадимов А.А., Тривас М.А. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: 1966, стр. 247, 248, 251; 1977, стр. 212, 213–214, 216;
  14. Бартэн А.А. Под брезентовым небом. Л.: Советский писатель, 1975, стр. 218–223; 1988, стр. 139–142;
  15. Местечкин М.С. В театре и в цирке. М.: Искусство, 1976, стр. 226;
  16. Крапивин В.ПШестая бастионная. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987 [в повести упомянута афиша М. Марчеса];
  17. Кио И.Э. Иллюзии без иллюзий. М.: изд. «Вагриус», 1999, стр. 161;
  18. Дмитриев Ю.А. Цирк в России (от истоков до 2000 года). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004, стр. 454;
  19. Дмитриев Ю.А. Знаменитости российского цирка. М.: РОССПЭН, 2009, стр. 314;
  20. Акибова Т. Шаги к победе: 9–15 октября 1944 года // Газета «Кузбасс», № 191 (24911), 15.10.2009, стр. 4;
  21. Акибова Т. Шаги к победе: 30 октября – 5 ноября1944 года // Газета «Кузбасс», № 205 (24925), 6.11.2009, стр. 4.

Из книги Э.Т. Кио «Фокусы и фокусники», 1958, стр. 94–95

Мартин Александрович Марчес и его неизменная партнерша Софья Марр за последние годы сделали попытку построить на основе иллюзий большое сюжетное представление — феерию «Волшебный магазин» (режиссер М. Местечкин). В представлении рассказывается о школьнике Степе, попавшем в волшебный универмаг. Здесь его встречает «маг — завмаг». В номере есть новые интересные трюки, в частности появление людей из большого наполненного водой аквариума. Надо отметить инициативу Марчеса: он показал, что отдельные иллюзионные трюки можно и нужно объединять не только темой, но и сюжетом.


Заметка Я.Г. Острина «Навстречу сорокалетию советского цирк»

Журнал «Советский цирк», 1959, № 7

НАВСТРЕЧУ СОРОКАЛЕТИЮ СОВЕТСКОГО ЦИРКА

Приближается славное соро­калетие советского цирка. Мно­гие артисты коллектива, кото­рым руководит М.А. Марчес, к этой знаменательной дате го­товят новые номера и трюки. Клоунская группа приступила к репетициям новой массовой клоунады «Волшебница». Ста­рейшие мастера иллюзионного искусства С.М. Мар и М.А. Мар­чес готовят новые оригиналь­ные иллюзионные трюки. Не­далек уже день, когда зрители увидят на представлении появ­ление из одной шляпы двена­дцати настольных ламп, инте­ресный фокус с летающей на­стольной лампой, полет челове­ка на ракете под купол цирка и много других забавных трю­ков.

Новые номера и трюки поми­мо участников коллектива Марчеса готовят и другие артисты. Так, дрессировщик Д. Кострюков вместе с сыном Ва­лерием репетирует новый кон­ный номер «Маскарад», в кото­ром будут участвовать одновре­менно десять лошадей и шесть шотландских пони.

Много работают над собой и заслуженные артисты Удмурт­ской АССР комики-пародисты В. Орлов и И. Тряпицын. Они разучивают новые сатириче­ские репризы, интермедии в сценки, написанные на местные темы, в которых бичуются бю­рократизм, бесхозяйственность, бракоделы и нарушители норм общественного поведения.

Эквилибристы на шестах К. и Б. Хмыровы подготовили но­вый, никем не исполняемый в настоящее время трюк «одна рука на лобовом шесте (пер­ше), с пируэтом в партере».

Подготовка новых номеров и трюков проходила, бы намного успешнее, если бы Союзгосцирк оказывал артистам более дейст­венную помощь. Так, например, подготовка новой программы коллектива Марчеса задержи­вается из-за того, что художе­ственный отдел до сих пор не передал артистам сценарий программы, написанный еще в октябре 1958 года поэтом Ю. Благовым.

Необходимо в оставшееся до августа время завершить всю подготовительную работу, что­бы с честью встретить юбилей советского цирка.


Памяти артиста

Некролог в журнале «Советский цирк», 1961, № 12, стр. 31

ПАМЯТИ АРТИСТА

Скончался старейший мастер советского цирка Мартын Александрович Марчесс.

Марчесс родился в 1894 году в Венгрии, в семье музыканта. Четырнадцатилетним подростком он поступил в цирк Гарибальди учеником клоуна в труппу жокеев Фасуды. Но вскоре после падения с лошади Мартын Александрович перешел работать ассистентом в трансформационный аттракцион.

В годы первой мировой войны Марчесс попал в Россию в качестве австрийского военнопленного. Октябрьская революция определила дальнейший жизненный путь молодого артиста. С 1918 по 1922 год он находился в Красной Армии.

После демобилизации Мартын Александрович выступал в качестве артиста-иллюзиониста на эстрадных площадках и в цирках крупнейших городов Советского Союза.

В 1928 году М.А. Марчесс перешел на постоянную работу в Главное управление цирков, где более тридцати лет был руководителем иллюзионного аттракциона.

Во время Великой Отечественной войны он организовал цирковую бригаду и выступал с концертами перед бойцами на фронте и в госпиталях. За военно-шефскую работу в частях Советской Армии М.А. Марчесс имел много благодарностей и неоднократно был премирован денежными премиями.

Светлая память о старейшем артисте советского цирка надолго останется в памяти его друзей и товарищей.

М. Матвеев

Отрывки из книги А.А. Вадимова и М.А. Триваса «От магов древности до иллюзионистов наших дней»

1966, стр. 247; 1979, стр. 212

В те же годы вышли на манеж Марчес и София Мар, сперва заменявшая иллюзиониста во время его болезни, а после его смерти продолжавшая исполнять ту же программу. Первоначально Марчес был ассистентом Кефало во время его гастролей по Советскому Союзу, а спустя некоторое время стал сам исполнять тот же репертуар. Марчес оказался хорошим манипулятором, и номер «китайские кольца» в его исполнении неизменно встречал теплый прием у зрителей.

«Вазу фараона», которую показывала Клео Доротти, Марчес исполнял на русский лад. На манеж выносили огромный самовар. В него наливали несколько ведер воды, разжигали и раздували огонь. После этого из самовара выходили лилипуты. Они наливали в чашки из того же самого самовара горячий чай и угощали им зрителей.

Другим популярным номером Марчеса были «Нереиды». Большой стеклянный аквариум наполняли прозрачной водой. Неожиданно в нем появлялись одна за другой две девушки, они всплывали на поверхность и выходили из аквариума.

1966, стр. 248; 1979, стр. 213–214

Тогда же Мартин Марчес попытался в иллюзионном номере высмеять Пуанкаре, тогдашнего французского премьера, оголтелого антикоммуниста. В портретной маске иллюзионист показывал фокусы, подразумевая, что Пуанкаре пускается на всяческие фокусы и трюки, чтобы навредить Советскому Союзу. Но попытка артиста не удалась. Сами по себе трюки не выражали никакой мысли. Не будь маски — это был бы самый заурядный номер иллюзиониста.

1966, стр. 251; 1979 стр. 216

Большое сюжетное представление для юных зрителей — феерию «Волшебный магазин» — выпустил вместе с режиссером М. Местечкиным артист Марчес (М. Мюллер). Герой — школьник — попадал в удивительный универмаг, торгующий иллюзионной аппаратурой, где добрый «маг-завмаг» выручал его из всякого рода затруднительных положений.

Фото

  • МАРЧЕСС (МЮЛЛЕР) Мартин Александрович (1894 – 1961)
  • МАРЧЕСС (МЮЛЛЕР) Мартин Александрович (1894 – 1961)
  • МАРЧЕСС (МЮЛЛЕР) Мартин Александрович (1894 – 1961)
  • МАРЧЕСС (МЮЛЛЕР) Мартин Александрович (1894 – 1961)
  • МАРЧЕСС (МЮЛЛЕР) Мартин Александрович (1894 – 1961)
  • МАРЧЕСС (МЮЛЛЕР) Мартин Александрович (1894 – 1961)
  • МАРЧЕСС (МЮЛЛЕР) Мартин Александрович (1894 – 1961)