Кто есть кто в отечественном иллюзионном жанре
 Все  А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Я 
 

ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)

ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)

Панфиленок Борис Михайлович, сценический псевдоним Буба (12.07.1950, Рига – 1.05.2009, Санкт-Петербург) — жонглер, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1974), участник эстрадного дуэта «Буба и Бука» (совместно с фокусником-эксцентриком В.И. Букатичем). После ранней смерти отца в 1954 году воспитывался матерью. Артистическую карьеру начал униформистом в Рижском цирке, где увлекся искусством жонглирования и стал самостоятельно оттачивать техническое мастерство. В качестве жонглера начал работать в 1966 году в ленинградской группе «Цирк на сцене», а с 1971 года — в Ленконцерте. В 1973–75 гг. проходил срочную службу в ансамбле Ленинградского военного округа.

Творчество Б. Панфиленка отличала четкая внешняя форма и высокий профессионализм. Для манеры его работы было характерно не число объектов, которыми он жонглировал, а филигранная отточенность каждого сложного пассажа с разновесовыми предметами: шляпой, сигарой, тростью, снятыми с рук перчатками. В качестве примера уникальности его трюков можно привести монокль, который артист подбрасывал с ноги и ловил глазом. Номер Бориса Панфиленка получил образное решение: костюм, музыка и манеры были стилизованы под колоритную фигуру одесского куплетиста Бубы Касторского из художественного фильма «Неуловимые мстители». Панфиленок создал ироничную пародию на этот персонаж, сыгранный его полным тезкой талантливым актером Борисом Михайловичем Сичкиным. Так появился сценический псевдоним Буба. Совместно с эстрадным фокусником В.И. Букатичем, специализирующимся на комической магии, организовал дуэт «Буба и Бука».

В советское время, несмотря на большую востребованность, Борис Панфиленок оставался практически невыездным артистом. Его первая зарубежная поездка состоялась благодаря личному поручительству В.И. Букатича. В 1989 году во время гастролей в Германии Б. Панфиленок, неплохо владевший немецким языком, заключил длительный контракт и остался в стране на пять лет. Проживал в местечке Зирксдорф (25 км севернее Любек, ФРГ). В этот период вел активную продюсерскую деятельность, выступал вместе с партнером в лучших варьете Франции и Германии. Широкой известности дуэта за рубежом во многом способствовало участие в 1991 году в популярном «Магическом шоу Пола Дэниелса» (The Paul Daniels Magic Show). В 1995 году на XI Международном магическом фестивале в Монте-Карло Буба и Бука были удостоены награды «Серебряная волшебная палочка». Приз вручала принцесса Монако Стефания. В Россию вернулся в 1994 году. Завершил исполнительскую карьеру в 2005 году.

Увлекался спортивным туризмом и кулинарией. Сплавлялся с друзьями по рекам Карелии и Дагестана на собственноручно изготовленном катамаране. Вплоть до отъезда в Германию ежегодно во время отпусков отправлялся в многодневные турпоходы.

Скончался Борис Михайлович у себя в квартире в Санкт-Петербурге от сердечного приступа. Урна с его прахом захоронена на Новом кладбище в городе Гатчина Ленинградской области в могиле деда жены. Реквизит покойного артиста передан его давним другом В.Д. Терещенко в музей циркового искусства при Большом Санкт-Петербургском государственном цирке.

Супруга артиста Куринова Елена Владимировна (р. 27.09.1962, Гудаута, Абхазия) — танцовщица, выпускница хореографического училища. В настоящее время звукооператор в Театре Бориса Эйфмана. С Борисом Панфиленком познакомилась в 1982 году, брак заключен в 2000 году. 

Благодарим Елену Владимировну Куринову, Владимира Ивановича Букатича, Ирину Борисовну Емельянову и Сергея Викторовича Федотова за информационное содействие.


Литература:
  1. Отюгова Т. Актерское амплуа жонглера // Советская эстрада и цирк, 1975, № 12, стр. 14;
  2. Брудный Д. Внимание: концерт! // Советская эстрада и цирк, 1980, № 6, стр. 6–7;
  3. Славский Р. Е. Эстрада в России. XX век. Лексикон. М.: Росспэн, 2000, стр. 428;
  4. Славский Р. Е. Эстрада в России. XX век: энциклопедия. М.: Олма-пресс, 2004, стр. 479.

Из воспоминаний Владимира Букатича о своем сценическом партнере

Секрет непревзойденного мастерства Бориса Панфиленка кроется в долгих и упорных тренировках. Увлекшись в юности жонглированием, он буквально изматывал себя в стремлении постичь это искусство. Наставника у него не было. Борис самостоятельно готовил номер и оттачивал профессиональные навыки. Он тщательно отрабатывал каждый новый элемент, при этом его самоотдача и целеустремленность не знали границ — он лишал себя сна и еды, пока не доводил сложное движение до автоматизма. В итоге он сделал себя сам и стал лучшим салонным жонглером на земном шаре... 

Во время съемки номера «Турок» для магического шоу на британском телевидении Борис играл на рояле. Перед выступлением позвонили организаторы концерта и спросили, какого цвета нам нужен рояль. Я принял это за шутку и переадресовал вопрос Борису. Тот тоже не был настроен на серьезный лад — взглянул на мою одежду, на свою и резюмировал: «Нам лучше всего подойдет белый цвет». Каково же было наше удивление, когда приехав на выступление, мы увидели на сцене белый рояль! Это был фокус для нас от владельца шоу Пола Дэниелса.


Из воспоминаний питерского фокусника Константина Стульгинского

Борис Панфиленок был всесьма независимой личностью, что в советское время очень раздражало функционеров от искусства. Несмотря на активную работу Бориса Михайловича на отечественных номенклатурных и правительственных концертах, выезжать на заграничные гастроли ему не позволяли. И вот однажды Бубе позвонили из Ленконцерта и настоятельно порекомендовали собираться для поездки по городам и весям области с концертами для трудящихся. Панфиленок наотрез отказался, что для тех времен было из ряда вон выходящим поступком и едва ли не преступлением. На требование обосновать причину своего отказа от поездки он ответил просто: «Так я ведь невыездной»...


Из статьи Дм. Брудного «Внимание: концерт!»
Журнал «Советская эстрада и цирк», 1980, № 6, стр. 6–7

Самой высокой оценки заслуживает жонглер Б. Панфиленок. Он продолжает традицию всемирно известного в 20-е годы Кара, оперируя бытовыми предметами, и делает это очень ловко. Одно то, что подброшенный с подъема ноги монокль попадает прямо в глаз, не может не поразить. И при этом Панфиленок, кажется, сам все время удивляется, как это у него все так ловко получается. Но между Кара и Панфиленком есть и принципиальная разница, притом что оба владеют первоклассной техникой. Кара играл светского шалопая (Е.М. Кузнецов называл его «бульвардье», то-есть постоянный посетитель кафе на парижских бульварах), что же касается Панфиленка, то он играет современного молодого человека, у которого в руках все горит, но относящегося с известной иронией и к своему реквизиту и даже к своему мастерству.

Фото

  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)
  • ПАНФИЛЕНОК Борис Михайлович (1950 – 2009)

Видео

Буба и Бука: комический фокус
с китайскими палочками

Борис Панфиленок (Буба), жонглирование

Борис Панфиленок в фильме-концерте
«Веселое обозрение», 1976 год